Главная / Практический опыт / «Библейский взгляд на еврейство» Борис Грисенко часть 2
«Библейский взгляд на еврейство» Борис Грисенко часть 2

«Библейский взгляд на еврейство» Борис Грисенко часть 2

Опыт раввина: общение с ортодоксами на фестивале в Одессе

Когда-то на первом фестивале в Одессе я подошёл к группе синагогальной молодёжи, разговорился с ними и уличил их в открытой лжи. Они немного смутились и позвали старшего, и вот что старший объяснил мне. Я не говорил, кто я, а сказал, что просто интересующийся еврей, и попросил помочь разобраться в некоторых вопросах.

Он сказал мне в присутствии своих подопечных следующее:

– Я вам расскажу историю Давида. Для того чтобы спасти тех, которые были посланы к Давиду из Иерусалима, когда Авессалом поднялся, тогда обманули стражу пришедших. И ещё есть случаи обмана во спасение жизни. Если можно обманывать для спасения жизни временной, то для спасения души еврея точно можно обмануть. – Это было сказано чётко, ясно, открыто, в присутствии целого ряда свидетелей.

Но не все такие честные. Обычно в этом не признаются, но это делают. Так же как многие православные деятели и священники знают, что они врут, но надо врать для спасения русской души. И так делают некоторые католики и лютеране. Мы знаем, что в харизматическом мире тоже хватает тех, которые будут во славу Господа лгать направо и налево. К сожалению, это реальность.

Но ортодоксальный блок – это не наша целевая аудитория. Вряд ли русскоязычные мессианские раввины смогут массово спасать ортодоксов.

Пример обращения ортодоксов Давидом Стерном

Я знаю, что Давид Стерн десятилетиями по одному выдёргивал некоторых ортодоксальных верующих, которые тщательно изучали Писание. Он собирал некоторых молодых ортодоксов у себя дома, по два–три человека максимум. Это кропотливейший труд, если тебя Бог призвал, если ты отлично знаешь арамейский, древнееврейский, если у тебя нет русского акцента. Это совершенно серьёзно! Потому что если не так, то ты – всё, сразу упал в их глазах!

Кстати, русские раввины, русские равы, которые в русском интернете такие преуспевающие, для настоящих раввинов вообще не раввины, только потому, что они русские. Хоть они тридцать лет уже ортодоксы – не важно! Считается, что если ты русский, даже если ты суперортодокс, – ты только в подготовительной группе детского сада. Это реальность! Если ты американец – да, это принято; французский ортодокс – нормально; но лучше, конечно, американец или из сефардов. Поэтому пытаться нет никакого смысла. Огромное море, большинство еврейского народа не ортодоксы, не консерваторы, они просто светские евреи. Тем более, самая открытая для Евангелия в мире еврейская аудитория – русскоязычная (самая открытая!), и вот кому мы можем помогать прийти к их Машиаху.

И ещё раз: если Бог свёл вас с ортодоксами – общайтесь, но не спешите даже говорить им, что вы верующий в Иешуа. Если они с самого начала знают, что вы верующий, это другое дело. Если они не знают – не спешите, пусть Господь поможет вам. В некоторых случаях Дух Святой даст слово знания, даст какое-то понимание, поможет увидеть личные проблемы, которые у них не решаются, и помочь им в решении этих проблем. Не спешите предлагать им молиться за них. Не спешите сразу с ними разбирать мессианские пророчества Торы и Невиим (Пророков). Не спешите! Потому что опять-таки вы столкнётесь – см. пункт 2 (пример, приведенный в предыдущей публикации, – прим. редактора). Поэтому надо быть осторожными, но особенно много времени тратить на ортодоксов не стоит, практика показала: КПД очень маленький.

Вопросы по сути еврейского служения

  • Сестра. Если в церковь приходит еврей, который вообще со своим еврейством не носится, не превозносится, – есть ли смысл его направлять в это русло или нет? Знакомить ли его с корнями и истинами? Или просто он приходит в церковь, становится христианином и двигается дальше?

Отвечает Борис Грисенко. Я отвечу так. На второй год киевской общины мы ввели определённые правила приёма людей из церквей. До этого единственным правилом было благословение пастора той церкви, из которой человек переходил. Но мы ввели дополнительное правило: полугодовой испытательный срок. Сейчас у нас для желающих перейти к нам из других церквей испытательный срок длится год. И мы столкнулись через время со следующей ситуацией: евреи из некоторых киевских церквей, которые хотели перейти к нам в общину, говорили:

– Мы же евреи! Сократите нам испытательный срок!

А мы отвечали:

– Нет! Потому что на данный момент ваша главная идентификация – это не еврейство, а принадлежность Мессии. – Поэтому правила для евреев из церквей такие же, как и для неевреев.

2)    Сестра. Я хочу знать лично Ваше мнение по месту Писания: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:4).

Отвечает Борис Грисенко. А почему «лично»? Я разбирался с этим вопросом ещё в церкви! Огромная ошибка многих христианских деноминаций, которые ухватились за это место Писания, и не рассматривали ни контекста, ни исторического контекста, а сделали это ритуальным законом. Это смешно в Новом Завете! 

Разговор с Санниковым и группой баптистов

Я как-то говорил с группой баптистских служителей во главе с Санниковым – автором двухтомника «Двадцать веков христианства». И вот они говорили на эту тему, пытались меня убедить. Санников – это действительно энциклопедически образованный баптистский еврей, с ним был пресвитер с сорокалетним стажем и другие служители. Я для них был примерно, как для тех ешиботников. Мои аргументы не воспринимались.

Потом я задал вопрос:

– Скажите, пожалуйста, значит, Бог отменил весь Свой ритуальный закон, данный с горы Синай при огромных, страшных, великих знамениях, дал Новый Завет, построенный на внутреннем, нравственном, духовном, моральном, где всё сосредоточено в этом, также для того, чтобы ввести ритуальную заповедь, противоречащую части того ритуального закона, да?

На этом спор закончился. Санников честно сказал:

– Да, вряд ли… – спор был исчерпан. Понимаете, это настолько смешно, даже если не вникать в весь контекст.

Теперь, что касается контекста. Как вы думаете, могла быть такая заповедь дана мессианским евреям, особенно в земле Израиля? Абсолютно не могла быть! Потому что для них всех обязательно во время молитвы нужно было покрывать голову. Кипа как таковая возникла в XI-XII вв., но обычай покрывать голову во время молитвы возник ещё до Рождества Иешуа. Это не заповедь Торы, потому что в Торе есть заповедь только для священников. Но к тому времени фарисейское движение распространило целый ряд священнических постановлений Торы на всех хаверим, то есть участников фарисейского братства. А поскольку они стали законодателями духовной моды в Израиле, то все серьёзные иудеи стали использовать талит. Вывод такой: это не могло быть написано верующим евреям.

Почему это было написано в Коринф? Потому что в греческой культуре (я не говорю в эллинской, а именно в греческой культуре, есть разница) было неприлично мужчинам, которые входят в святое место, покрывать голову. Это означало неуважение к божеству.

Проверочный вопрос. Если бы возникли какие-то вопросы с покрытием и не покрытием головы в римской общине, что бы Апостол Павел написал по этому поводу в Послании к Римлянам, – ваше мнение?

Отвечает сестра. Надо знать культуру.

Комментарии Бориса Грисенко. Совершенно верно! А какая культура там была – как греческая или как иудейская? Как вы думаете?

Отвечает сестра. Я думаю, как иудейская.

Комментарии Бориса Грисенко. А из чего вы этот вывод сделали?

Отвечает сестра. Потому что в Послании к Римлянам не написано покрывать голову во время молитвы.

Комментарии Бориса Грисенко. Нет-нет-нет, вы сделали этот вывод не поэтому. Вы очень внимательно меня слушали, и услышали, когда я сказал: «греческая, но не эллинская». На самом деле, это правда.

  • Брат. Не знаю, хорошо ли это было переведено на польский язык, но в Коринфе очень сильно ненавидели мужчин, потому что там был распространен гомосексуализм. Там мужчины одевались, как женщины, и также был такой контекст, чтобы не накрывать голову.

Отвечает Борис Грисенко. Вполне возможно, что это так. Неизвестно точно, было ли это в мыслях Апостола Павла. Но точно известно, что он не мог это написать никаким мессианским евреям, и не мог это написать никакой мессианской общине в Риме или Италии. Потому что, как ни странно, в языческой латинской культуре обычай был такой, как в Иудее, а не такой, как в Греции. И там почтение к божеству во святилище выражалось в том, что во время посещения святилища или во время молитвы мужчины должны были покрывать голову.

Цель Апостола Павла была не дать какую-то ритуальную заповедь, а подчеркнуть: если вы живёте в определённой среде, любые ритуальные, обрядовые ограничения или постановления должны приспосабливать вас к местной культуре. Благодаря тому, что мы можем правильно понимать якобы заповедь «мужчине не покрывать голову», соответственно и якобы заповедь «женщине обязательно покрывать голову» тоже не является заповедью. Так же как заповедь женщине «молчать в собрании святых» не является заповедью, и это проверяется тем самым 1–м Посланием к Коринфянам, где говорится в другой части, как женщина должна пророчествовать – с покрытой головой. Вы представляете, если бы слова, что женщина в церкви, в собрании среди верующих должна молчать, были бы заповедью, то совершенно бессмысленно до этого писать и оговаривать, как она должна одеваться, когда не просто говорит, а от имени Бога обращается ко всему собранию.

  • Брат. В нашей церкви сложилась такая ситуация. Как только началась проповедь против теории замещения, сразу же началось движение против этого слова. Самое страшное, что это движение начали евреи, которые хотят сохранить свою украинскую идентичность. И как пастырь ты иногда не знаешь, что с этим делать.

Отвечает Олег Сухацкий. Мы сталкивались с тем, что иногда евреи выступают против того, чтобы развивать еврейский вопрос из простого еврейского страха. Они не хотят быть на виду, чтобы впоследствии не было проявления антисемитизма к ним с разных сторон, в том числе и со стороны верующих христиан, их братьев внутри церкви.

Комментарии Бориса Грисенко. Это основная причина – переданный поколениями еврейский страх перед еврейством. Каждый из мессианских служителей может привести десятки примеров, подтверждающих это. Вот некоторые из них. 

Пример еврейского страха перед еврейством

Когда я был в церкви «Живое слово», у нас был учитель. Как-то он молился, что-то читал и захотел почтить евреев. И на собрании он говорит:

– Бог любит евреев! Я прошу: все еврейчики в церкви, встаньте, чтобы мы благословили вас! – Понятно, что он хотел ласкательно сказать, он не понимал специфики.

И вот в церкви, где были десятки евреев, встал я в первом ряду и сестра Ася, которая страшно мучилась из-за своего еврейства. Это была очень кроткая сестра, которая до такой степени мучилась из-за своего еврейства, что принимала его как безнадёжный приговор, от которого никуда не деться. Учитель растерялся, потому что он знал, что евреев намного больше. Можно сказать, что это из-за слова «еврейчики». Не только.

Сестра, которая тоже была в «Живом Слове», и в начале общины пастор её благословил войти в общину и служить, рассказывала, как приезжий иностранный служитель сказал что-то хорошее о евреях и спросил, хотят ли присутствующие евреи как-то благословлять Израиль и раскрывать своё еврейство:

Я автоматически закричала на всю церковь: «Нет!!!» И испугалась, потому что этим самым выдала себя, как еврейку.

Это генетический страх, который воспитан многими поколениями, особенно в странах постсоветского пространства. Почему всё время тысячи евреев уезжают, а евреев меньше не становится? Потому что оказывается, что и эти – евреи, и эти, и эти, и эти… Вы обязательно столкнётесь в церкви с тем, что какие-то евреи будут сопротивляться на первом этапе.

Уважаемый еврейский учитель Борис Захарович (он давно переехал в Америку), когда пришёл в нашу общину (общине было около двух лет), начал нападать на нас и говорить:

Зачем вы потакаете этим еврейским штучкам? Почему вы говорите «Иешуа»? Это уступка, надо говорить: «Иисус Христос»! Почему вы говорите «твила»? Надо говорить «крещение»!

Прошло время, они с женой пошли на курсы «Эша-Тора», есть такие ортодоксальные еврейские курсы, и его качнуло в противоположную сторону. Позже он перешёл в одну общину (в конце 80-х – первая еврейская новозаветная община в Киеве, назывались они иудеохристианами) и там стал ратовать за то, что служителями в еврейской новозаветней общине должны быть только галахические евреи. На этом примере надо помнить, что, когда вы приведёте этих евреев к балансу, они должны остаться в балансе, чтобы их не качнуло в противоположную крайность. Но пусть это вас не пугает и не смущает, это нормально. И надо показать, что они не станут жертвами погромов, если не будут сопротивляться библейскому подходу.

  • Брат. Мы создали общину и много раз мне задают вопрос:

Пастор, может быть, не обязательно иметь эту всю атрибутику: шофары, флаги, что-то подобное? Надо или не надо это в общине?

Я, конечно, объясняю это со своей точки зрения и говорю:

Надо!

Однажды мы пригласили не в общину, а в церковь неверующего еврея. Он еврей из поколений, напрямую с Абрамовичем знаком. И он так руки поднял, смотрит на меня, на церковь (он знал, что мы являемся мессианскими евреями и что мы ведём мессианскую общину) и говорит:

А как я узнаю, что это моё? – И вот мне вспомнился этот случай, и я всем стараюсь его приводить. Еврею надо видеть что-то родное!

Комментарии Бориса Грисенко. Знаете, у кого есть возражения против еврейской атрибутики, кроме некоторых антисемитско настроенных христиан и перепуганных евреев из церквей? У крайне законнически настроенных мессианских иудеев. В основном, я их хорошо знаю, есть такие учителя из русскоязычного мира. Один из них, самый популярный, во время моего пребывания в Иерусалиме в 2004 году приехал ко мне и просил помощи – он был раввином мессианской общины. Мы с ним познакомились, подружились, я останавливался у него дома, и он мне говорил:

– Ну не получается, помоги! – И привёз меня в свою общину. Когда я увидел братский совет, понял, что у него и не получится ничего.

В результате он оставил служение. А во время очередной встречи в Иерусалиме сказал:

– Знаешь, я думаю, не настало время спасения евреев. – А сейчас он великий учитель, и это забавно.

И вот он определяет: кто является настоящим мессианским евреем, а кто нет. Он и ещё небольшая группка потерпевших крушение в пасторском служении евреям, в спасении евреев, переживших глубокое поражение, разочаровавшихся, теперь учат христиан из церквей, какими должны быть еврейские мессианские общины. Что они должны соблюдать ритуальные законы, кашрут, соблюдать то, соблюдать это, всё должны соблюдать как заповеди. А над такими мессианскими общинами, как наши, они свысока посмеиваются и говорят:

– Ну да-да, это просто харизматические церкви с еврейской атрибутикой, да они вообще не настоящие мессианские общины… – Поэтому если вы услышите такое, знайте: это неплохие, искренние люди, потерпевшие неудачу в своём главном деле и переквалифицировавшиеся в управдом.

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

15 − пять =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.