Главная / Практический опыт / «Библейский взгляд на еврейство» Борис Грисенко часть 3
«Библейский взгляд на еврейство» Борис Грисенко часть 3

«Библейский взгляд на еврейство» Борис Грисенко часть 3

Нужно ли еврейское служение

В своё время Александр Шевченко (как мне рассказывали в Америке) пытался начать еврейскую мессианскую общину. И насколько мне известно, евреи к нему не пошли. Он очень разочаровался, переехал в Сакраменто и начал служения, на которые пошли люди из пятидесятнических русских церквей и отчасти из харизматических. Но боль из-за неудачи в достижении евреев осталась, и он пришел к выводу, что такое служение вообще не нужно.

Известный интернет-учитель, у которого десятки тысяч посетителей страницы, когда мы сидели на Бен-Иегуда, сказал:

– Борух, вижу, не настало время ещё для того, чтобы евреи возвращались к своему Мессии!

Я говорю:

– С чего такой вывод?

– Ну вот видишь, в Израиле не получается…

Я говорю:

– Во-первых, не во всём Израиле… А как же диаспора?

– Ой, диаспора для меня не существует! – Это совершенно серьёзно!

Сейчас наставничество рассчитано, в основном, на христиан из церквей, которые интересуются еврейством, и которые (то, о чем здесь говорилось) романтически восторгаются всем еврейским и особенно синагогальным.

История о Ротшильде и старом еврее

Реакция Александра Шевченко напоминает мне знаменитую историю. В Париже к центральному французскому банку подъезжает лимузин, из него выходит Ротшильд, а из банка как раз выходит пожилой еврей, который обнулил свой счёт и забрал последние двадцать с чем-то франков. Он выходит, видит Ротшильда (тоже еврея), подходит к нему и говорит:

– Слушайте, я вам как аид аиду скажу: в этом банке больше нечего делать!

Слава Богу за еврейскую атрибутику, за еврейские молитвы, за то и за сё. Конечно, когда община начиналась, мы и талит использовали, но я понял, что я не владею талитом, и он у меня всё время запутывается и мне тяжело, и я его снял. Но если вам удобно носить талит – носите талиты. Любая нормальная еврейская атрибутика хороша. Опять же, надо знать, где и как её использовать. Например, если в Израиле вы наденете чёрную кипу и в субботу поедете на служение на своей машине, вас может остановить полиция и иметь к вам претензии, потому что есть нюансы. Если вы надели чёрную кипу, значит, вы ортодокс – подождите, а чего же вы машиной в субботу пользуетесь? Поэтому нужны мудрость и понимание.

Есть очень интересная книжка Якоба Рабкина «Еврей против еврея», где описывается иудейское сопротивление сионизму. Если вы уже в еврействе глубоко и давно, то неплохо знать внутреннюю кухню. И если мы сталкиваемся в интернете с тем, что все раввины поддерживают Израиль, то мы должны знать, что это не все раввины. А те ортодоксальные и ультраортодоксальные раввины, которые поддерживают Израиль, идут против основ раввинистического иудаизма.

Значение Храмовой горы для ортодоксов

Если мы читаем в интернете:

– Раввины – за восстановление третьего храма, а многие ортодоксы хотят молиться на Храмовой горе, и из-за этого возникают какие-то конфликты, мусульмане кидают камни, –  создаётся впечатление, что все ортодоксы хотят молиться на Храмовой горе, – это ложь.

Подавляющее большинство ортодоксов и ультраортодоксов никогда не поднимутся на Храмовую гору, потому что это категорически запрещено. Почему? Потому что никто точно не знает, где находился храм; Храмовая гора – это не храм. И стена, возле которой люди молятся, – это не стена храма, как многие думают, даже из евреев. Это стена Храмовой горы, которую построил Ирод для укрепления той горы, на которой стоял храм.

Но не это главное. А главное то, что без храма, без жертвенника, без жертвы, без совершивших точное, правильное очищение, начиная с пепла рыжей телицы, священников, все до единого евреи, включая суперцадиков, суперправедных, все ритуально нечисты. Абсолютно все ритуально нечисты! Поэтому никто из настоящих ортодоксов не поднимется на Храмовую гору, чтобы не осквернить потенциально святое место, которое точно никто не знает, где находилось. Это очень важно понимать!

Значение миквы в иудаизме

На самом деле, миква – это одно из явных доказательств того, что современный иудаизм настолько далёк даже не от иудаизма Торы, не от иудаизма пророков, не от реального иудаизма начала второго храма при Эзре, Нехемии, не от иудаизма даже Хасмонеев, а от иудаизма I века, когда ещё храм стоял. Настолько далёк! Потому что тогда большинство иудеев совершали ритуальное омовение только придя, как паломники, в Иерусалим. Поэтому весь храм и Храмовая гора были окружены массой микв. И написано во 2-й главе Деяний, что три тысячи человек могли в тот день принять микву в Иерусалиме, где нет озёр, и с реками тоже на тот момент уже было тяжело. Там множество микв, и многие из них раскопаны, их можно видеть открыто. Для чего? Для того чтобы смыть с себя ту ритуальную нечистоту, в которой нормальные иудеи жили, но в которой нельзя было входить в храм. Вот и всё.

А вот эти все темы: омовение перед началом субботы, а у Бешта омовение каждый день и прочее – это всё навороты. Но никакая миква не может смыть ритуальную нечистоту с еврея, потому что (повторяю) нет жертв, начиная с самой главной жертвы, которая, кстати, приносилась не в храме, а до храма, – жертвы рыжей телицы, которую сжигали, пепел – в воду, и только эта вода с пеплом рыжей телицы очищала от самой тяжёлой ритуальной нечистоты – прикосновения к мёртвому телу.

Так что когда мы сталкиваемся с интернет-иудаизмом, особенно на русском языке, мы должны понимать, что это вообще не тот основной иудаизм, который существует. А основной иудаизм, по большому счёту, вообще не интересуется внешним миром, поэтому ему плевать, что мы о нём думаем. Понимаете, коренной ортодоксальный иудаизм и основные хасидские дворы, они вообще не занимаются пропагандой среди внешних, даже евреев, не только гоев. Поэтому русскоязычные евреи мало что знают о сатмарских хасидах, которых сотни тысяч, но зато везде известен хабад, который очень многие, даже хасиды, считают извращением хасидизма и просто мафией. Вы извините, что я так сказал.

Нужны ли еврейские общины без евреев?

  • Брат. Сейчас часто задают вопрос: зачем мессианские общины в тех местах, где нет евреев?

Комментарии Бориса Грисенко. О, вот это супервопрос! Откровенно сказать, мне до конца самому это непонятно. В основном, это касается Америки, даже в Европе я особо не знаю таких мест, а вот в Америке – да. В Америке есть немалое количество мессианских общин, где, например, на 80 человек – один еврей. С нашей точки зрения, это не совсем мессианские общины.

Некоторое время назад один служитель из нашей общины уехал в Запорожье и решил там организовать мессианскую общину. Представляясь, что он из киевской общины и как бы под киевской общиной, он пошёл в разные церкви (хотя мы его не посылали, мы говорили: «Ну, если ты там видишь…») и с разрешения пастырей взял ряд людей из нескольких запорожских церквей. У него образовалась группа христиан, интересующихся этим делом, около двадцати человек, через полгода – те же люди, через год – чуть меньше, но новые христиане пришли, через два года – то же самое. И я ему сказал:

– Слушай, брат, ну не называйте себя «еврейской мессианской общиной». Назовите себя «еврейским образовательным центром для христиан» или ещё как-то.

Он обиделся и стал говорить:

– Саулович – вообще, ни любви в нём нет, ни сострадания.

Мне кажется, что основная цель еврейских мессианских общин должна быть направлена на спасение евреев. Это тоже моё личное мнение. Но я отнюдь не против того, что, например, в Америке много церквей возрождают какие-то еврейские библейские новозаветные вещи, если они не впадают в иудейское законничество и не рассматривают раввинов, как своих авторитетов, и не рассматривают, скажем, синагогальную литургию, как образец для крутого подражания, и так далее.

  • Брат (свидетельство). В плане достижения евреев я кратко приведу пример. Нашей общине пять лет, и наших знакомых евреев мы уже всех давно приглашали, кто-то пришёл, кто-то нет. Потом приглашали знакомых знакомых. Потом в церквях, когда там случалось проповедовать, спрашивали:

– Есть ли у вас какие-то знакомые евреи, которые никуда не ходят? Приглашайте их к нам! – И всегда стоит вопрос: где взять новых?

У нас появилась такая методика. Мы пригласили команду из миссии «Евреи за Иисуса», в интернете забили известные еврейские фамилии: Кац, Каганович и так далее. Интернет выдал список, мы взяли имена и начали ходить по адресам. Мы приходили, звонили и узнавали:

– Еврей такой-то живёт? – Да, нет, умер, уехал. Обзваниваем соседей (везде же домофонная система, то есть не зайдёшь), и это серьёзный кропотливый труд. Мы обзваниваем весь подъезд и спрашиваем, есть ли там этот человек. Если он проживал и отвечал, мы брали литературу, например книжку Сида Рота «Они задумались о себе», и приглашали человека.

За три дня мы обошли порядка 160-170 адресов, нашли 50 евреев. Примерно 25-и людям мы отдали литературу. Через две недели мы начали ходить по этим адресам и спрашивать:

– А что вы скажете? Читали – не читали? Ваше мнение?

На праздник Рош ха-Шана из 25-и человек уже пришло пятеро. Вот такой интересный пример, как можно общаться с евреями.

Комментарии Бориса Грисенко. Да, можно посмотреть отчество. Особенно Сауловичей неевреев не бывает. Если ещё Абрамовичи могут быть какими-то старообрядцами, или пятидесятники Абрамовичи и Моисеевичи могут быть, то Сауловичи точно не бывают, Самуиловичи – очень вряд ли, Соломоновичи тоже не бывают и так далее. Но, по крайней мере, вы сможете набрать немалое количество евреев, и это очень хороший простой совет.

Крайности в спасении евреев у христиан

Комментарии Олега Сухацкого. В ответ на первый вопрос хочется сказать, что иногда людям, которые его задают, важно понять, что они подразумевают под фразой «нет евреев». Например, мы были в одном городе на Западной Украине, где точно есть евреи, но пастора нам сказали, что там евреев нет. Иногда, когда говорят, что евреев мало, имеют в виду тех, которые посещают синагогу.

А иногда считают, что евреи – это непосредственно те, которые с пейсами, в шляпах, в чёрных сюртуках. Вот это только настоящие евреи! И, несмотря на то, что в общине достаточное количество евреев, которые евреи и по маме, и по отцу, всё равно для христиан это не евреи, потому что они не такие, как с картинки. Поэтому надо задать вопрос:

– Что вы имеете в виду, когда говорите, что здесь нет евреев? – Это очень важный вопрос.

Комментарии Бориса Грисенко. У христианских служителей могут быть разные предрассудки. Среди многих « LoVe Israel » христиан, сионистски настроенных христиан есть предрассудок (это другая крайность), что настоящие евреи – это только те, которые выглядят, как ортодоксы, или, по крайней мере, настоящий еврей не должен верить в Христа. Можете себе такое представить? Они не говорят так, но подразумевают.

Фактически Бог только начал восстанавливать нормальное еврейское понимание еврейской Библии, еврейского Нового Завета, любви Отца к Своему еврейскому народу в Теле Христовом. И существует столько предрассудков, столько забобонов всяких, столько странных мнений, которые не только не основаны на Писании, а противоречат Слову, среди массы христиан, которые искренне запутаны и думают, что то, что они думают – это так и есть. Ничего страшного! У нас у всех тоже были какие-то «маразмы» в своё время. Главное – не обижаться, не падать духом, не чувствовать, что мы одни.

В Украине издали очень интересную книжку, это для тех, кто уже служит евреям. «Юдейський фундаменталізм в Ізраїлі», только по-украински, по-русски нет. Она важна для понимания многих вещей, но по отношению к раввинам она очень жёсткая. Написана двумя евреями: один израильтянин, второй, по-моему, американец. Иногда такая литература полезна.

Любопытная книжка «Mudhouse Sabbath: An Invitation to a Life of Spiritual Discipline» («Приглашение в жизнь духовной дисциплины»). Если коротко, женщина, которая была, насколько я понял, в консервативной синагоге, стала верующей в евангельской церкви. Она написала такую книжечку, где суммирует определённые части еврейской традиции и еврейского образа жизни, которые могут быть полезными христианам разных конфессий. И вот первая глава «Шаббат» (притом она не соблюдает законнически кашрут, но она вспоминает, что было хорошего в той законнической жизни), вторая глава «Кашрут», третья глава «Авелут» (траур), четвёртая глава «Хатнасат архим и госпиталити» (гостеприимство), затем «Тфила» (молитва), затем «Гуф» (тело), затем «Цом» (пост), затем «Хидур кнайп закен» (это как бы уважение к старшим), потом «Кидушин» (свадьба) и ещё кое-что. В общем, очень любопытная книга.

В Америке очень распространена информация, чем еврейская жизнь, еврейские традиции, еврейское понимание еврейской Библии могут помочь даже христианам, которые вообще не служат евреям, понять, какие ценные вещи есть в еврейском взгляде для христианской жизни вообще, то, что утеряно церковью на протяжении многих веков жестокого антисемитизма и господствующей теорией замещения.

Поэтому вторая по важности цель наших мессианских общин – это служить в Теле Мессии (для чего, в первую очередь, пасторский ретрит создан), помогая лучшему пониманию новозаветного еврейства, помогая освобождению от различных антисемитских предрассудков и помогая правильному пониманию взгляда Бога Израиля не только на сам народ Израиля, но и на церковь в связи с еврейским народом.

 

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

5 × три =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.