Главная / Практический опыт / «Библейский взгляд на еврейство» Борис Грисенко
«Библейский взгляд на еврейство» Борис Грисенко

«Библейский взгляд на еврейство» Борис Грисенко

В чём разница

Ортодоксы условно – это литваки и сефарды, но не все даже в мессианском движении, понимают разницу. Я сейчас очень упрощенно объясню. Термин «ортодоксальный иудаизм» возник в XIX веке в среде не хасидского иудаизма в противовес больше даже не хасидам (потому что на тот момент там уже стихла вражда в какой-то мере), а хаскале (это движение еврейского просвещения) и реформистам (прогрессивному иудаизму). В основном и сейчас иудейские ортодоксы – это действительно ортодоксы, как мы их понимаем, но не хасиды, и большей частью ашкеназы, то есть у которых корни в Европе. Это выходцы из Европы, которые живут отчасти в Америке, отчасти в Израиле. Некоторых сефардов можно отнести к ортодоксам.

С другой стороны, есть ультраортодоксальный иудаизм. Это подавляющее большинство хасидских течений различных дворов. Все слышали про хабад, но не все знают, что хабад – только одно из течений в хасидизме, притом не самое большое. Например, самое большое количественное движение – это сатмарские хасиды.

Ультраортодоксы – это разные течения хасидов и, можно сказать, часть сефардов. Сефарды, условно говоря, – это евреи из арабских стран, и к ним можно отнести также иранских, персидских евреев и некоторые относят бухарских евреев. В этой градации мне непонятно, куда относят, скажем, горских евреев. Это евреи с Кавказа, которые очень давно там живут, в основном, из Азербайджана и Дагестана. И там есть градация: горские евреи и тапи. У нас, кстати, в общине были и горские евреи, и тапи.

Различные течения иудаизма сильно отличаются между собой, и многие представители этих течений не общаются вообще. Но перед внешним миром они предпочитают представлять дело так, как будто всё это иудаизм. Внутри там такое напряжение, такое разделение, такое противостояние, что мы даже отдалённо представить себе не можем! Кроме различных течений ортодоксального и ультраортодоксального иудаизма, существует ещё реформистский прогрессивный иудаизм (в основном, в Америке и Англии) и консервативный иудаизм, который находится между ортодоксальным и реформистским (в чём-то как реформисты, в чём-то как ортодоксы). Для того чтобы понять различия, существует известный ортодоксальный анекдот 70-х годов, который приведён в книге Иосифа Телушкина «Еврейский юмор». 

Анекдот про ортодоксальный иудаизм

В 70-е годы главный раввин Тель-Авива выпустил постановление, что иудеям запрещено курить, со ссылками на Тору. Как отреагировали разные течения иудаизма на это? Учтите, что это анекдот. В основе лежит факт, а вот дальнейшая реакция – это уже юмор.

Реформистские раввины собрались и решили:

– Постановление ортодоксов не имеет к нам никакого отношения. Кто хочет – курит, кто не хочет – нет, каждый решает.

Консервативные раввины приняли такое решение:

– Постановление этого ортодоксального раввина Тель-Авива законно, поэтому консервативным раввинам запрещено курить.

Сейчас я дам комментарий, что это значит. Галахот – правила жизни в консервативном иудаизме, которые выпускают раввины, и исполняют, в основном, только сами же раввины. А прихожане консервативных синагог живут как хотят.

Потом собрались ортодоксальные раввины:

– Да, раввин Тель-Авива прав, ортодоксальные иудеи не должны курить. Но если они захотят курить, вначале они должны продать свои лёгкие гою.

Это намёк на практику фиктивной продажи всего еврейского имущества перед Песахом гоям.

Перед Пасхой в еврейских домах, по крайней мере, тех, которые пытаются исполнять пасхальные постановления галахот (это, на самом деле, не Тора, а уже талмудически-раввинистические постановления), не должно остаться ничего квасного. Но не только в домах, а во всём, что принадлежит иудеям. Поскольку в нынешней ситуации это вообще невозможно, то производится фиктивная продажа на время Песаха, на восемь дней, всего еврейского имущества. Раньше это было так: отдельные евреи своим друзьям-неевреям продавали имущество за символическую цену, а после Песаха этот нееврей говорил:

– Я расторгаю сделку, я передумал… – Ну, вы понимаете.

Сейчас эта фикция дошла до таких маразматических высот и глубин, что даже представить себе невозможно! Сейчас так называемый главный раввин Израиля производит продажу всего еврейского имущества Израиля какому-то арабу, который потом, после Пасхи, всё вернёт. То есть это уже не просто фикция, это фикция на фикцию, на фикцию, на фикцию — фикция в пятой степени.

Самое смешное, что этот анекдот придумал не светский еврейский, не реформистский еврейский, не консервативный еврейский, тем более, не христианско-мессианский, а ортодоксальный. То есть сами ортодоксальные иудеи понимают, до какой степени это всё искусственно и не соответствует духу Торы, по сути даже и букве. И их это цепляет, но, чтобы как-то справиться с тем, что их это цепляет, они сочиняют такие анекдоты и сами над собой смеются.

Вот поэтому последняя часть этой истории о том, что ортодоксальные раввины постановили, что это полностью верный запрет, никто из ортодоксальных евреев не должен курить, но, если захочет, он должен продать свои лёгкие гою. Извините, что я так разжёвываю, не принято разжёвывать анекдоты, но это для того, чтобы те, которые не в этой теме, поняли: это ортодоксальное издевательство над фиктивностью очищения ортодоксальных домов от квасного, значит, точно таким же образом можно продать свои лёгкие гою и курить. Конечно, гой, который заплатил за эти лёгкие какой-то доллар, на самом деле, их не взял, но будет считаться, что:

– Когда я курю, я отравляю лёгкие гоям.

Существуют еще литваки, причём они так сами себя называют. Когда хасидизм возник и начал распространяться, единственная территория, скажем так, Польши, Российской империи и Восточной Европы, куда хасидизм практически не мог проникнуть, — это была Литва. Не потому что там не жили евреи, а потому что Вильнюс (Вильно) назывался Северный Иерусалим. Это был оплот того традиционного иудаизма, который впоследствии был назван ортодоксальным. И там жил знаменитый Виленский гаон – светоч всего иудаизма XVIII-XXI веков, который был одним из главных противников всех хасидов, но которого сейчас хасиды почитают и делает вид, что:

– Он чуть-чуть ошибался, но вообще он нас где-то внутри любил.

Поскольку Литва устояла под натиском хасидов и огромная литовская иудейская диаспора сохранилась в традиционном ключе, то все традиционные иудеи, которые не вошли в хасидское движение, стали называться литваками. 

Правила общения с ортодоксальными евреями

Теперь рассмотрим вопрос, как общаться с ортодоксальными евреями. Общаться надо радостно, в любви, в Духе Святом, осторожно. Не всем это нужно делать. Я назову некоторые формы, при помощи которых ортодоксы или хасиды, особенно самые агрессивные – хабадники, йеменские или марокканские сефарды в Израиле – пытаются сбить еврея, верующего в Иешуа.

 

Опыт раввина: встреча с ешиботниками в Борисполе

  • Они начинают издеваться. Как-то я встретил в Борисполе группу ешиботников –выпускников и учащихся высшей ешивы в Нью-Йорке, разговорился, меня спросили, я взял и ответил, в Кого я верю… И – обращаю ваше внимание – один юноша в больших диоптриях (он, возможно, с трёх лет Талмуд изучает, в принципе, так и должно быть) наклонился ко мне, очень сочувственно улыбнулся (знаете, как если вы видите больного щенка, например, лапка хромает, поскуливает) и сказал:

Ну, конечно, ну, не может же быть, что ты серьёзно в Него веришь, правда? Ну, это же… Ты же понимаешь, что гои попались на эту удочку, но ты?! – Я же ему не сказал, что я для него – гой, что у меня только папа – еврей, а мама – украинка. Я просто сказал, что «да, я – еврей», когда он меня спросил. – Ну, ты же понимаешь… Слушай, ну, не может быть, что ты серьёзно вот в Этого веришь?! – Никаких аргументов! Просто вот такое, знаете: – Ну, ты же не выглядишь сумасшедшим!

Я вам хочу сказать, в этот момент я почувствовал какую-то неловкость, не ясные такие мысли, но смутные, вот этот дух пришёл:

– Ой, действительно! Слушай, надо как-то с ним поговорить… – вот такое, знаете, сомнение.

Потом начинается более жёсткое высмеивание. Оно абсолютно не имеет никакой логики, никаких рациональных аргументов. Просто этот дух старается показать тебе, что ни один здравый еврей в мире не верит в Этого! И это может заглушить здравый смысл, и ты чувствуешь:

– Правда, этот человек хорошо ко мне относится, он сочувствует мне, и он годы учился, он вникал… А кто я такой? Я – ам гаарец, я – какой-то простой, да я не знаю не то что Талмуда, арамейского, я и древнееврейского не знаю, да я и иврита не знаю… – И вот это следующий этап.

  • Когда возникает разговор по Торе, например, или по книгам Пророков, они говорят:

– Слушай, а ты оригинал читал? – Как я могу читать оригинал, если я не владею оригинальным языком?

Сейчас, конечно, нам намного легче, но тогда, в начале 90-х, когда меня этот пытался зацепить, не было подстрочников на русском языке. На английском были издания, а на русском не было ничего, и интернета как такового ещё не было. А сейчас –  множество материалов, в том числе, иудейские сайты, иудейские переводы, про которые они уже не скажут, что это христиане исказили. Это они исказили уже!

Но всё равно вот эта аргументация:

– Да ты не знаешь, что Тора на самом деле говорит! Ты не знаешь, что Пророки на самом деле говорят! У вас там какие-то ваши христианские пуси-муси… А мы знаем! – Есть и продолжение этого: – Вообще, даже если бы ты знал древнееврейский, без древних наших мудрецов ты всё равно не поймёшь! – Имеется ввиду, что в древнееврейском тексте одни согласные. И они говорят: – Для того чтобы понять, какие там гласные, нужно знать нашу традицию. Вот, наши хахамин (наши мудрецы), они знают, и они передали это! Вот, прямо от Моисея, из рук в руки передали! И они говорят вообще, что без устной Торы письменную не понять. – Это даже если вы выучите древнееврейский, вам всё равно скажут: – Ты же арамейского не знаешь, ты же всё равно основной Талмуд Вавилонский не можешь читать, и вообще – на что ты рассчитываешь?! – То есть вас пригвоздят.

Потом официальная христианская церковь полностью переняла эту религиозную ложь раввинов. У католиков в меньшей степени (не у всех, но у многих из них более библейский взгляд), но у православных вам дадут книгу Игнатия Брянчанинова, труды которого сопричислены к отцам русской православной церкви, где чёрным по белому написано, что вообще мирянину читать Библию нельзя. Потому что он сам не поймёт, а если поймёт, то неправильно, и надо предание изучать, и предание вообще не всё, а так, как батюшка, как духовный отец подскажет и покажет то, что надо читать. То есть этот антибиблейский дух не только в иудейской, но и в христианской религии вам расскажет всё, что надо, чтобы вы чувствовали себя дураком, не способным понять простое Слово Божье.

Гедиминас. Хотел подтвердить сказанное. Даже Тридентский первый катехизис в XVI веке был выпущен с той целью, чтобы запретить католикам читать Библию, чтобы они, неправильно поняв, не попали в ад. И даже не для верующих, а для священников, приготовили катехизм, как надо всё понять.

Я недавно в Торонто общался с одним францисканцем старшего поколения, и разговор был очень похож на тот, о котором Вы сейчас говорили:

– Разве ты веришь, что Иисус это сказал, что Он это имел в виду?.. – и так далее.

Но я хотел задать вопрос насчёт прозелитизма. Например, когда я участвовал в паломничестве в Соловках и хотел помолиться за всех убитых в Соловках, то я почувствовал достаточно серьёзную вражду против католиков со стороны православной церкви. Например, в книгах, где верующие паломники оставляют свои впечатления, католикам запрещено что-нибудь писать. Никакой литургии, никакой католической молитвы в архипелаге нельзя произносить, потому что архипелаг принадлежит монастырю, и монастырский настоятель есть царь и бог, и без него никто ничего не может делать. Мы, католики, подпольно молились в Соловках.

Иногда я слушаю радио «Свобода», и там один батюшка объяснял, что католиков так обвиняют, потому что они хотели прислать миссионеров в Россию для помощи. Между прочим, один из католических фондов дал очень много денег, чтобы подружиться с Московским патриархатом. Так за эти деньги Московский патриархат отпечатал антикатолическую литературу…

У меня такое впечатление, что если родился русским, то ты обязательно должен быть православным. А если каким-нибудь другим стал, то уже как бы и не русский. И понятие такое, что пусть он лучше будет атеистом, но никаким другим.

У меня вопрос насчёт евреев. Как относятся традиционные евреи, если, например, неверующие евреи становятся мессианскими евреями?

Комментарии Бориса Грисенко. Именно так и относятся, и от раввинов это всё пошло, и от раввинов это было перенято победившей христианской церковью. Потому что, как известно, фактически ещё до начала V века крещение младенцев не было общепринятым. Поэтому многие родившиеся в христианских семьях в IV веке откладывали крещение не то, что на взрослый возраст, а на время перед смертью. Император Константин крестился перед смертью, потому что боялся, что грехи после крещения Бог не простит. Но это другая крайность.

В иудаизме после обрезания на восьмой день мальчик уже считается частью Израиля. Ни в христианстве, ни в фундаментальном исламе такого не было. Но от раввинов и от официальных церковных организаций переняли, что, если ты родился арабом, ты – мусульманин, родился русским, ты – православный, родился итальянцем, ты – католик и так далее.

Кстати, традиционные протестантские церкви к чему-то подобному тоже тяготеют. Родился в тех областях Германии, в которых лютеранство – победившая религия, ты – лютеранин (но там не в такой степени). Мы прекрасно понимаем, что это вообще всё просто бред, но это господствующий бред для большинства религий; религий, которые отталкиваются от Нового Завета, и других. Фактически из монотеистических религий только у иудаизма есть такое право говорить, что:

– Вот, мальчик, он теперь часть Израиля, ещё не полноценная, но уже часть, благодаря обрезанию на восьмой день.

Гедиминас. Я хочу добавить о христианстве, которое законсервировалось в IV веке. В Армении приходилось принимать участие в обряде крещения и беседовать со священником. Он объяснял, что армяне по своей старой традиции стараются крестить детей на восьмой день, когда евреи обрезывают мальчиков.

Но у меня есть вопрос. Лютеранская церковь в Германии по каким-то документам обещала не обращать евреев в христианство. Что-то похожее вышло и в Ватикане, при этом была созвана комиссия по еврейским делам. И есть такая фраза у ортодоксов:

– Если евреев кто-то крестит, то это равно духовному холокосту. И под этим словом «холокост» мы не будем крестить евреев. 

Комментарии Бориса Грисенко. Ответ: да! Да, пугают. Более того, когда был первый фестиваль в Киеве, то хабадники вышли с плакатами:

– Гитлер убивал тела евреев, а миссионеры убивают их души.

На самом деле, как и все религиозники мира, раввины не могут обойтись без явной лжи, про которую они знают, что это обман. Много видов такой лжи, только по этому поводу скажу. Раввины отлично знают (не все ортодоксальные, хасидские или консервативные евреи знают это, но все раввины отлично знают), что согласно Талмуду еврей не может перестать быть евреем. Невозможно просто! Но особенно внешних они запугивают и говорят:

– Вы перестанете быть евреями! – Это сознательная прямая ложь, но ложь во спасение, как они считают.

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

7 + десять =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.