Главная / Праздники / ЧТО ПРАЗДНУЮТ ЕВРЕИ: ЙОМ ТРУА или РОШ а ШАНА?
Статья о еврейском празднике Что празднуют евреи: Йом Труа или Рош а Шана

ЧТО ПРАЗДНУЮТ ЕВРЕИ: ЙОМ ТРУА или РОШ а ШАНА?

Вечером 20 сентября 2017 года  евреи начнут праздновать …

А действительно: что начнут праздновать евреи?

Если мы откроем Библию, чтобы узнать, что говорит Слово Божье о празднике Рош а Шана (кстати, мы можем встретить разное написание его названия — РошАшана, Рош аШана, Рош ha-Шана, Рош ха-Шана, Рош га-Шана), то этого праздника в Библии мы не найдем. Но в 4-м стихе 23-й главы книги Левит мы читаем: «…в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб». Так-так-так… Но мы же ведь знаем, что в первый день седьмого месяца (это — месяц Тишрей) евреи начинают праздновать еврейский новый год – Рош а Шана!

Это как же понимать? — Дело в том, что еврейским Новым Годом этот праздник стал называться после Вавилонского пленения в VI веке до н.э., когда были изменены названия месяцев еврейского календаря (до Вавилонского пленения Новый Год начинался 1 нисана (апрель-май), и с 1 Нисана начинали отсчет месяцев). И о празднике труб, и о празднике Рош а Шана написано множество книг и статей, в т.ч. мессианских служителей. И, пожалуй, что-то новое нам вряд ли удастся о них рассказать. Давайте вспомним лишь некоторые аспекты праздника труб и праздника Рош а Шана (еврейского нового года).        

В книге Чисел (10:8-10) читаем: «сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам постановлением вечным в роды ваши; и когда пойдете на войну в земле вашей против врага, наступающего на вас, трубите тревогу трубами, — и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших;  и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, — и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш».  

И это предписание (трубить в шофар) – для всех верующих Нового Завета, потому что мы все – царственное священство (1Пет.2:9). 

Еврейская традиция говорит, что нужно слушать 100 звуков шофара

Зачем нужно слушать его столько раз? Может, для того, чтобы звук шофара наконец-то услышали те, кто его еще не услышал в суете будней, в заботе  о хорошей жизни (об успешной карьере, о финансовом и материальном благополучии, о почетном месте в обществе… ). Мы все ожидаем, что однажды вернемся домой, в Дом нашего Небесного Отца. Но попадут ли туда те, «кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим.8:9). Бог поставил нас быть шофаром в том месте, куда Он нас поместил. Каждый из нас должен стать шофаром для неспасенных людей, в первую очередь для евреев (Рим. 1:16), потому что этот приоритет установил Бог! 

Звук шофара – призыв к покаянию

Когда мы в Писании встречаемся с трублением первый раз, мы становимся свидетелями дарования Торы: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане» (Исх.19:16). Прежде чем получить Тору, народ должен был очиститься, освятиться, покаяться в грехах. Только тогда Святой Бог мог вручить им Свой драгоценный дар. Протяжный звук божественного шофара звучал как призыв к покаянию.

В книге Неемии 8:1-13 рассказывается о празднике Рош-га-Шана. Его праздновали только что вернувшиеся из Вавилонского плена евреи. Собрался народ, и священники начали читать Тору. Читали внятно и присоединяли толкование. Народ внимал услышанному. Люди, обличаемые Законом, поняли, что они грешны. И это вызвало у них печаль и слезы – они  осознавали свои грехи. Далее мы видим нечто удивительное. Далее мы читаем о чем-то необыкновенном – священники приказали народу радоваться! Народ начал радоваться, есть, пить и веселиться. Они радовались прощению Господа, которое можно получить, если искренно раскаяться в своих грехах. 

Трубление возвещало коронацию нового царя

Звук шофара напоминал евреям о господстве Бога над всеми народами земли: «Ибо Господь Всевышний страшен, — великий Царь над всею землею»; «Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс.46:3,6).  Трубление в шофар в этот день – это воспоминание о том, что Бог с нами и Он среди нас. Мы показываем этим, что всё, что было в прошлом году, было только благодаря Ему. И мы всё возносим в этом трубном зове Ему, отдаем всю благодарность и радость того, чем Бог благословил нас в течение этого года. Мы говорим: «Мы о Тебе помним, Господь».

Этот праздник – время напоминания трубного звука

В переводе с еврейского на русский: «Праздник труб»«Память» или «Напоминание трубного звука». Это — особенное время, когда мы напоминаем себе и позволяем Богу напомнить нам трубный зов. Мы позволяем Его шофару прозвучать в нашей жизни, преодолев ту сложность или трудность, которая встала на нашем пути для того, чтобы испытать нашу веру. Чтобы наша вера вышла через эти испытания очищенной и дороже, чем золото и серебро. 

Трубный звук напоминает нам, что у нас есть власть от Бога противостоять силам тьмы

Нам важно осознать, что у нас есть власть над нашей жизнью для того, чтобы её поменять. У нас есть власть, чтобы поменять жизни неспасенных людей. Бог хочет, чтобы и мы протрубили прямо в  лицо тем страшным вещам, которые стоят на пути нашего предназначения, чтобы мы протрубили в лицо тем духам, которые держат людей, тем духам, которые разрушают жизни людей, за которых мы переживаем, чтобы мы протрубили в жизнь людей, которых нам дал Бог, к которым Он нас послал —  чтобы в их жизнях произошли перемены. 

В Рош а Шана мы подводим итоги того, как мы прожили прошедший год

Время Рош а Шана – это время размышлений о прожитом годе и время покаяния. Для человека суд подобен остановке, необходимой для анализа и размышлений. Для того чтобы человек мог сделать правильный выбор, как написано: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» (Пс.45:11).

Как, для чего и для кого мы живем? Каковы наши жизненные приоритеты? Живем ли мы согласно Божьему предназначению? Выполняем ли мы ту цель, ради которой мы созданы? Соответствует ли наша жизнь  тому, чего хочет от нас Бог? – эти вопросы каждому из нас полезно задать в эти праздничные дни. Важно проанализировать, что удалось реализовать из ваших планов, что нет, причины, по которым это не удалось; насколько активными были в своем служении (Бог ведь призвал нас быть Его шофарами); для каждого лично важно проанализировать свою жизнь, исследовать свое сердце, выявить, что в вашей жизни не соответствует Писанию, открыться для Божьих изменений и принять соответствующие решения.  

Эти праздничные дни — время примирения с Богом и друг другом

В книге Деяний написано, что Бог тысячами прилагал спасаемых к Церкви (Деян.2:47).  Мы тоже хотим, чтобы Бог прилагал нам спасаемых. И в этой связи нам есть смысл перенять образ жизни верующих Первоапостольской общины.

Деян. 42-44: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее». Думается, что это общее – не только имущество, это – общие цели, общие устремления, общие заботы, общие дела…

Атмосфера этой общины была наполнена любовью к Богу, любовью друг к другу… И, возможно, в эти праздничные дни некоторым из нас  надо простить обиды, примириться с теми, с кем мы в ссоре… И если у нас нет желания это делать, полезно вспомнить, что «Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению» (Фил.2:13), и просить, чтобы Бог помог нам избавиться от всего того, что мешает нам быть такими, какими нас хочет видеть Господь.

И, конечно же – о меню праздничного стола

Обычно на праздничном столе – рыба (с головой), но можно есть любые овощи. Съев кусочек, произнесите: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы были мы во главе, а не в хвосте».

Мы поздравляем всех с праздником и желаем:

!שָנָה טוֹבָה (шанА товА!) — «Хорошего/доброго/благоприятного года!»

!שָנָה מְתוּקָה (шанА мэтукА!) — «Сладкого (приятного) года!»

!שָנָה טוֹבָה וּמְתוּקָה (шанА товА у-мэтукА!) — «Хорошего и сладкого года!»

.לְשָנָה טוֹבָה תִיכָּתֵבוּ וְתֵיחָתֵמוּ (лэ-шанА товА тикатэвУ вэ-тэхатэмУ) — «Да будете вы записаны (в Книгу живых) на добрый год, и запись эта да будет скреплена печатью; дословно – На добрый год вы будете записаны и вы будете скреплены печатью». 

При подготовке статьи использованы материалы шабатов КЕМО, статья «Йом Троа (Рош а Шана» из сборника «Еврейские праздники» (Медиа-центр «Шофар)

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

1 комментарий

  1. Бусыгин Юрий

    Благодарю за хорошую и содержательную статью.))

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

шестнадцать − 13 =