Главная / Праздники / Еврейские праздники — зло? Или благословение? /Часть 1/ | Борис Грисенко

Еврейские праздники — зло? Или благословение? /Часть 1/ | Борис Грисенко

В разные времена еврейские праздники вызывали интерес в среде христиан. Хочу прочесть вам, как один выдающийся христианин, христианский служитель писал перед началом осенних праздников: «Сегодня хотел я сообщить вам остальное из того предмета, о котором недавно беседовал с вами, и показать яснее, сколь непостижим Бог. Об этом мы много и долго говорили в прошедшее воскресенье, когда приводили свидетельства и из Исаии, и из Давида, и из Павла. – Дальше цитаты. Остановимся только на том, что из Послания к Римлянам: – А Павел, не углубляясь в исследование самой сущности (Бога), а вникнув только в Его промышление, или лучше – объяв малую только часть этого промышления, открывшуюся в призвании язычников, и как бы увидев обширное и необъятное море, воскликнул: о глубина богатства и премудрости и разума Божия! Как неисповедимы суды Его, и неисследимы пути, – это говорится об 11-й главе Римлянам и о гимне восхищения, которым завершается эта глава. – Конечно, достаточно бы и этих свидетельств для доказательства, но я не удовольствовался пророками, не остановился и на апостолах…

Но что мне делать? Другая, ещё более тяжкая болезнь вызывает язык наш к врачеванию – болезнь, поразившая тело церкви. Её-то и должно прежде всего искоренить, а потом уж позаботиться и о внешних; должно прежде излечить своих, а потом заняться и чужими. Какая же это болезнь? – Как вы думаете, какая же это болезнь? – У жалких и несчастных иудеев наступает непрерывный ряд праздников: трубы, кущи, посты, – такая последовательность: «трубы, кущи, посты», – а многие из тех, которые считаются нашими и говорят о себе, будто веруют по-нашему, – заметьте, «по нашему», – одни ходят смотреть на эти праздники, а другие даже участвуют в праздниках и постах (иудейских). Этот-то злой обычай я и хочу теперь изгнать из церкви.

Против аномеев можно поговорить и в другое время, и от замедления в этом не будет никакого вреда: но если зараженных иудейством не уврачуем теперь, когда праздники иудеев близко и у дверей, то боюсь, чтобы некоторые (из христиан) по неудержимой привычке и великому невежеству не приняли участия в этом нечестии; тогда напрасны уже были бы и наши слова об этом. Ибо если они, ничего не услышав от нас сегодня, будут поститься с иудеями, то после того, как грех уже будет сделан, напрасно станем мы прилагать и врачество».

То есть поститься и праздновать вместе с иудеями – это такой страшный грех, что если он совершён, лекарство не поможет. Может быть, это такой оборот красноречивого служителя, который и был известен своим красноречием. Может быть, он не совсем это имел в виду, потому что дальше он немножко себя опровергает, но суть такая.

«Поэтому-то я и спешу предупредить (зло). Так поступают и врачи: они прежде всего употребляют средства против сильных и самых острых болезней».

Оказывается, с точки зрения (вы уже поняли, кто это) Иоанна Златоуста, тяготение к еврейским праздникам было одной из самых сильных и острых болезней христианства в конце IV века.

«Притом же, настоящее слово (против иудеев) сродно с прежним (против аномеев)… Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими, – дальше он это объясняет. Кстати, в этом объяснении есть здравые части. Не в определениях, а в объяснении по поводу отвержения Иешуа. Интересная одна фраза из аргументации: – Они были ветвями святаго корня…»

Когда мы читаем 11-ю главу Послания к Римлянам некоторым христианским служителям, они говорят:

– Корень – это только Христос.

Хотя по тексту 11-й главы Римлянам, где употреблено это метафорическое выражение, не получается, что это Иисус Христос. Но многие, даже неплохо относящиеся больше к Израилю, чем к евреям, христианские служители (в частности, я имел дело с протестантскими) говорят:

– Корень, описанный в 11-й главе Римлянам, – это Христос. – Вот такой подход.

Интересно, что Иоанн Златоуст, который считал тяготение к чему-то еврейскому, даже прямо библейско-еврейскому одной из самых страшных болезней церкви в конце IV века, здесь не имеет в виду Христа.

Златоуст пишет дальше: «Они были ветвями святаго корня, но отломились: мы не принадлежали к корню и принесли плод благочестия. Они с малолетства читали пророков и распяли Того, о Ком возвещали пророки: мы не слышали божественных глаголов, и Тому, о Ком предсказано в них, воздали поклонение.

Вот почему жалки они; ибо тогда как другие восхищали и усвояли себе блага, им (иудеям) ниспосланныя, сами они отвергли их».

В принципе, это по Писанию. Поскольку Иоанн Златоуст был «златоустом», он был очень красноречивым, кроме того, учитывая время, в которое это было сказано, он использует нормальные формы и методы полемики. Дальше он говорит следующее: «Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с псами, а мы, будучи раньше псами, возмогли, по благодати Божией, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сынов (Божиих). – И дальше он цитирует: – Не отнимают добра, хлеба от детей и не отдают его псам».

Два года Иоанн Златоуст проповедовал на эту тему перед осенними праздниками. Проповеди против иудеев очень показательные, и мессианским служителям, думаю, полезно их прочесть. Называются они «Пять слов против иудеев», их не сложно найти.

Хотелось бы отдельное внимание уделить некоторым пунктам

Первый. Мы видим серьёзнейшее ожесточение против библейских праздников столпа церкви; человека, искренне и полностью отдавшего жизнь христианству; человека, который был образцом христианского посвящения и страстно верившего Христу; человека, который отлично знал Библию, но, на самом деле, не считал её главным основанием своей веры.

Это легко проверить. У него есть ряд проповедей, в которых можно увидеть, как он перетасовывает книги, написанные не только в ТаНаХе (Ветхом Завете), но и в Новом Завете.

На январском ретрите мы разбирали проповедь Иоанна Златоуста о дате Рождества. И понятно, что он знал Писание, но то, что он себе позволял делать со Словом Божьим, в частности, с Новым Заветом, очень показательно. Он шёл по пути основателей нового небиблейского иудаизма. И методы, и отношение, и определённые принципы в толковании Божьего Слова, которые использует Златоуст, копируют подход таннаев.

Таннаи – это мудрецы последней половины I века до Рождества, затем I, II и начала III веков. Это те, условно говоря, чьи высказывания вошли в Мишну (самую древнюю часть Талмуда), которая была записана Иегудой Ганасси (то есть «насси» – это князь, а «hа’насси» – это особый князь) и его учениками примерно от 180-го по 225-й годы. На самом деле, после 70-го года и даже более того, до разрушения храма, эти мудрецы, в первую очередь те, которые были водимы духом антихриста, которые отвергли Иешуа, Брит Хадаша (Новый Завет), еврейскую мессианскую апостольскую общину и всё, что с ней связано, были поставлены перед задачей: укрепление своей власти над народом Израиля и создание определённых методов, с помощью которых они могли бы поставить Библию себе на службу. (Есть очень полезная книжка «Мессия рабби Акивы, или Возникновение власти раввинов». Всем, кто так или иначе участвует в еврейском служении, полезно её прочитать.)

В общем, раввины проложили путь для небиблейского и антибиблейского истолкования Библии. И этим путём вслед за ними, особенно с конца II века, начали идти некоторые лидеры так называемой исторической церкви. Теперь те методы, которые разработали раввины, чтобы отвергать Иешуа, отвергать Его мессианство и Новый Завет, а также отвергать огромное количество пророчеств ТаНаХа, которые исполнились, были готовы исполниться и будут исполняться в Иешуа и Его Теле, были взяты на вооружение, к сожалению.

И теперь мы прочли преамбулу или вводную часть к проповеди против иудеев Иоанна Златоуста, где он ясно и чётко называет участие в библейских еврейских праздниках «тяжким грехом», и из его слов следует, что непонятно, какое искупление существует за этот грех. Это его прямые слова: «Я говорю это заранее, до того, как начались праздники, потому что когда праздники начнутся, и многие из вас или некоторые из вас будут в них участвовать, то лекарство потом будет бесполезно».

Что это значит? Это ужасные, очень серьёзные слова! Становится понятно, что ему нужно было запугать аудиторию (активно запугать!), потом, в дальнейших своих разборах против иудеев, он показал, что прощение возможно.

Что же говорит Новый Завет об еврейских праздниках?

Скажите, пожалуйста, кто знает какие-то праздники христиан, упомянутые в Новом Завете, которые бы не праздновали иудеи?

Влад Кулумбегов:

Мне подсказывают Рождество.

Комментарии Бориса Грисенко:

Скажите, пожалуйста, кто в Новом Завете праздновал Рождество?

Кто-то может, кроме Рождества, привести ещё какой-то христианский праздник, который упомянут в Новом Завете? Я специально не говорю о языческих, потому что языческие праздники кое-какие есть. А скажите, пожалуйста, кто помнит места Писания в Новом Завете, где Апостолы или, конечно же, Сам Господь, говорили о том, что праздновать так называемые еврейские, или библейские, или праздники Торы нельзя?

Ответ из аудитории:

Они и сами их праздновали.

Комментарии Бориса Грисенко:

Они их и сами праздновали?! Не может быть! Одно из основных мест Писания из Нового Завета, которое приводится как бы в доказательство того, что еврейские праздники праздновать нельзя, – это Послание к Колоссянам. Давайте прочтём: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питиё, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе. – Дальше идёт: – Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием… – в синодальном переводе искажён текст сознательно, и написано: – и служением Ангелов… – А в оригинале: – и служением Ангелам… – Понятно, почему в синодальном переводе искажено. Потому что есть акафисты и кондаки Ангелам и есть конкретные служения Ангелам в православной церкви. – Кол 2:19 …вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой всё тело, составами и связями будучи соединено и скреплено, растёт возрастанием Божиим».

Итак, здесь сказано: «Никто да не осуждает вас за какой-нибудь праздник, новомесячие, или субботу». И говорят:

– Это место подтверждает, что мы не должны праздновать еврейские праздники!

Скажите, пожалуйста, тут так написано? Совершенно нет! Здесь говорится нечто иное. Здесь говорится о том, что «вы не находитесь под законом заповедей, обязывающих вас праздновать праздники Ветхого Завета, Синайского Завета так, как написано в Торе, тем более так, как это преподают и утверждают учителя Израиля, отвергающие Иешуа. Никто не может вас осудить, потому что вы не обязаны это делать. Никто не может назвать грехом то, что вы не празднуете это. –Или: – Никто не может обвинить вас в том, что вы празднуете не так, как предписывают раввины».

И это, на самом деле, более предпочтительное толкование (не единственное, но более предпочтительное): «Никто не может вас осуждать, если вы празднуете эти праздники или субботы свободно, не законнически, тем более не подчиняя себя правилам раввинов». Потому что если мы рассматриваем и внимательно читаем Деяния Апостолов, то видим, как еврейские мессианские и христианские общины первого поколения так или иначе праздновали библейские праздники и субботы и были очень хорошо укоренены в них.

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

два × пять =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.