Главная / Праздники / Еврейские праздники — зло? Или благословение? /Часть 2/ | Борис Грисенко

Еврейские праздники — зло? Или благословение? /Часть 2/ | Борис Грисенко

Примеры празднования еврейских праздников Апостолами

Раввин Борис Грисенко

Подтвердить то, о чем мы здесь говорим, помогут места Писания.

Пример первый

20-я глава Деяний Апостолов. Это не 1-я, не 2-я, не 3-я, не 5-я, не 10-я главы, даже не 13-я, где описано, как началось апостольское служение Шауля (Павла). Это достаточно позднее время, когда проповедь язычникам уже широко распространилась. В 15-й главе описан Иерусалимский Собор, который принял одно из самых главных решений в истории всего человечества (не просто в религиозной жизни, а в истории всего человечества), давая уверовавшим язычникам свободу не становиться иудеями. И вот, 20-я глава, со 2-го стиха:

«Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления, пришёл в Елладу. Там пробыл он три месяца. Когда же, по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то пришло ему на мысль возвратиться через Македонию. Его сопровождали до Аси, – и дальше перечисление. – Они, пройдя вперёд, ожидали нас в Троаде. А мы, – здесь вступает Лука, автор Деяний. И надо помнить, что Деяния написаны, прежде всего, верующим из язычников. – А мы, после дней опресночных (после дней мацы), отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней».

Как вы думаете, зачем сказано «после дней мацы»? Мы видим уточнение: закончились Пасхальные праздники, и тогда они отплыли. Можно, конечно, напридумывать неизвестно что, но смысл простой и ясный: «Мы отпраздновали Пасхальные дни и, когда они закончились, поплыли дальше».

Следующий стих: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба…» В оригинале Деяний Апостолов сказано так: «В первую же из суббот, когда ученики собрались для преломления хлеба…»

Интересные места Писания!

Пример второй

Следующий пример я хотел привести из 18-й главы Деяний Апостолов, с 18-го стиха:

«Павел, пробыв ещё довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету».

Вспомните, кто остригал голову по обету? Это конкретное назарейское действие, обозначавшее окончание срока назарейства. Как?.. Апостол Павел?.. В разгар своего служения?.. Давал законнические обеты и исполнял их, как предписано?.. Первое: он показал нам пример, что мы можем использовать обряды, обеты, ритуалы Торы не законническим образом. Где Павел остриг голову? В Кенхреях. Мало того, что не в Иудее, мало того, что не в Иерусалиме, он должен был это сделать в храме. Но он понимал, что он уже не под законом, но он может использовать всё, что есть в законе, и использовать так, как Дух Святой руководит им. Он взял обет назарейства, в это время он не стриг волосы, и когда время обета закончилось (потому что обет назарейства обычно, за редчайшими исключениями, был временным), он остриг волосы.

Я никогда не слышал разбор этого маленького места Писания ни одним из борцов с иудейством. За годы своего уверования я слышал много проповедей прямо антисемитских, косвенно антисемитских, у меня есть книжки на эту тему, разноконфессиональные христианские, одна из них протестантского автора, которая называется «Иисус не был Евреем». Но нигде ничего не прочёл об этом. Потому что до сих пор борцы с еврейством не знают, что делать с этим местом Писания!

Откроем Деяния 18:19-20: «Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошёл в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился».

Что же это такое?! Ведь все иудеи его отвергали, били, выгоняли… Оказывается, не все. Многие христиане твёрдо знают место Писания, когда он сказал: «Ага, поскольку вы отвергаете Евангелие, иду к язычникам». И они приводят этот пример как окончательный вердикт Апостола Павла всему еврейству. А когда пытаешься помочь им вспомнить места Писания, где как раз иудеи в синагогах реагировали по-другому, обычно они вспоминают, но так, более продвинутые вспоминают о тех, которые были «благомысленнее других», но вот такие места Писания люди обычно не помнят.

Мало того, то они не отвергли, мало того, что не выгнали, мало того, что не побили камнями, они ещё взяли и попросили ещё у них остаться, и дальше объяснять им, и дальше рассуждать с ними по Слову.

«…а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса».

Когда я первые годы поверхностно читал Библию, это место сливалось с дальнейшим местом Писания, и я не мог представить, что он страстно хотел отпраздновать некий праздник в Иерусалиме. Я думал, что это та самая Пасха, где его задержали, били и так далее. Ничего подобного! Это происходило намного раньше. Тут не назван праздник и не сказано, что в Иерусалиме произошло. То есть не описано никакое важное событие, которое заставляло его непременно мчаться в Иерусалим, чтобы успеть к празднику. Он просто сказал им: «Мне нужно непременно отпраздновать в Иерусалиме». Странно, да?

С древности просто словом «Праздник» именовался праздник Кущей (Суккот). Только по отношению к празднику Кущей сложилась традиция называть его просто «Праздник» (именно с большой буквы). Если мы посмотрим на хронологию, то мы увидим, что скорее всего, это был праздник Кущей (я не утверждаю стопроцентно), потому что следующий праздник, который упомянут, – это Пасха. Помните, «три месяца он пробыл», до этого ещё где-то был.

«Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошёл в Антиохию»,

и дальше. То есть если мы попытаемся построить некую хронологию, то скорее всего получается именно праздник Кущей. Выглядит это очень странно, но самый главный борец с иудейским законничеством, на посланиях которого пытаются основывать теорию замещения, согласно Новому Завету, постоянно праздновал еврейские праздники; его ученики, включая Луку и других верующих из язычников, праздновали еврейские праздники, при этом не считали, судя по всему, возможным до окончания праздника куда-то ехать. С точки зрения Иоанна Златоуста, они грешили по полной программе.

Пример третий

Ещё одно известное многим из нас место Писания, когда везли Апостола Павла в Рим, везли под арестом. Вы помните, что Апостолу Павлу было показано, что плавание будет опасным. 27-я глава, с 9-го стиха: «Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал, говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни».

Как вы думаете, почему слово «пост» с маленькой буквы? И все нормальные христиане, когда читают это место Писания, они не понимают, при чём тут пост, но, может быть, они постились долго, и вот, пост закончился.

На самом деле, «пост» должен быть с большой буквы. Это единственный календарный официальный, обязательный пост для всех иудеев – Йом Кипур. Апостол Лука, как бы малый Апостол, пишет Деяния Апостолов верующим из язычников и по ходу дела объясняет, почему плавание было уже опасным. И он пишет: «потому что пост прошёл». Вы понимаете, насколько это было привычно и понятно для верующих из язычников в то время? Насколько плотно они были укоренены в еврейском календаре, в календаре праздников, понимали всю эту последовательность? Насколько они были хорошо семейно укоренены в названиях праздников даже таких, которые не отражены в Торе? Потому что когда о Йом Кипуре говорится в Торе, там говорится только о том, что «в этот день вы должны смирять души ваши», понимание поста – это древнее, но более позднее, и название Йом Кипура – «пост» – это древнее еврейское название, так же, как название Суккота – «праздник» – это тоже древнее еврейское название, которое действительно было настолько еврейским, что только люди, укоренённые в еврейском календаре и в библейских еврейских традициях, могли не просто его знать, но оно было органичным для них, ничего объяснять не надо было.

Таким образом, практически все верующие из всех народов двух поколений, они свободно праздновали еврейские праздники. Но для тех из них, для двух поколений,

для двух категорий:

Первая – которые никогда не были по-настоящему знакомы с еврейской традицией, с еврейской Библией, с еврейской культурой, вели совершенно языческий образ жизни и прямо из языческого образа жизни обратились к Еврейскому Мессии. Апостол Павел писал, что «если это для вас как-то тяжело, сложно, непривычно – ничего страшного! Вы не обязаны это праздновать и не обязаны собираться в субботу и праздновать субботу».

Вторая категория – те, которые, на самом деле, возможно, были уже боящимися Бога, то есть они уже до уверования в Иешуа отреклись от язычества, посещали синагоги, они уже праздновали субботу, праздновали еврейские праздники. И теперь они были на раздорожье, потому что часть мессианских иудеев, законнически настроенных, давила на них, что раз они уверовали в Еврейского Мессию, они должны стать полноценными иудеями по полной программе: мужчины – обрезываться, и все, особенно мужчины, должны, обязаны праздновать всё, что празднуют коренные иудеи, в том порядке, в котором говорят раввины или, по крайней мере, пишет Тора.

И этой второй категории Апостол Павел говорил:

«А вам это так принимать вообще опасно! Вам не надо себя ставить под власть ритуального закона, вы не обязаны. Если вы это принимаете, как заповедь, вы отделяете себя этим от Христа, Который и есть искупление полное и жертва за всё, и через Которого только вы и можете совершать своё спасение, начав его правильным путём».

Вот это две категории, которым он это объясняет.

Какая же была альтернатива еврейским праздникам, друзья? Никакой.

14-я глава Римлянам это ясно говорит: «Вы или празднуете еврейские библейские праздники, или не празднуете ничего».

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

16 − 5 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.