Главная / Праздники / Ханука — праздник победы еврейского библейского духа над языческим греческим духом
Ханука - праздник победы еврейского библейского духа над языческим греческим духом

Ханука — праздник победы еврейского библейского духа над языческим греческим духом

(по материалам проповедей и публикаций Бориса Грисенко)

Ханука показала глубокую внутреннюю противоположность этих двух духов. И есть смысл в этом контексте извлечь уроки из тех давних событий, размыслить над тем, как действовал греческий дух тогда, как он действует сейчас, в чем его опасность, как нам его побеждать.

Изучение ортодоксальных источников, повествующих о событиях, предшествующих Хануке, не дает полного представления о сути происходящих тогда событий и убеждают читателя в том, что  преследования иудеев носили лиш внешний характер. Но истинная причина – глубоко внутри тодашнего еврейского сообщества.

Как всё происходило?

Эллинистическая культура господствовала на всем цивилизованном пространстве древнего мира. Только маленькая Иудея не была похожа на другие народы и страны. Страна принадлежала Богу, народ был избран Богом и чтил только одного Единого Бога. Великие государства имели много богов, и окружающие Иудею народы не понимали, почему она держится за своего Бога, верит в то, что других богов нет, считали,  что вера евреев – нечто маргинальное, а еврейский образ жизни – блёклый в сравнении с великолепием эллинистической цивилизации. Это действовало на разум Божьих детей —  постепенно для них стало заманчивым впитать в себя то лучшее из мировой культуры, которое предлагала эллинистическая культура. Возжелав мирового лучшего, элита еврейского народа (в т.ч. религиозная) не видела в этом никакой опасности. Верхушка иудейского общества считала, что эллинисты не навязывают свою культуру, а соединяют все лучшее из разных культур и предлагают это лучшее иудеям. Иудейскую элиту не смущал тот факт, что греческая культура, обогащенная культурой других народов, присоединявшая к своим богам богов других народов, по сути вместо веры в Единого Бога предлагала иудеям многобожие.  И именно элита Израиля стала инициатором приглашения в Иудею, в Иерусалим т.н. «лучшего» из язычества. Греческий дух сначала не требовал от иудеев ничего, не искушал их. Этот дух никогда не смог бы ничего сделать ни с еврейским народом, ни с церковью Божьей, если бы сами иудеи не открывались для него и не приглашали его войти в дом Божий. И греческий дух тут же принял их приглашение и стал распространяться в иудейской среде. И каждый следующий этап действия греческого духа происходил по приглашению вождей Израиля.

Принципы действия греческого духа

Один из принципов действия греческого духа состоит в том, что он делит жизнь людей на отсеки. Так и стало происходить. Греческий дух, распространяясь, извратил веру Божьего народа, его поклонение, его жизнь, доказывая, что можно быть нормальным иудеем, а потом идти и приобщаться к лучшему в языческой цивилизации, подстраиваясь при этом под ее религиозные правила и принципы. Когда был построен гимнасий (стадион для физических тренировок юношей), молодые священники после служения в Храме, скрупулезно выполнив все, что им надлежало, шли в гимнасий, поделив свою жизнь на отсеки — «служение» и  «другая жизнь».

Постепенно этот дух захватывал всё новые и новые позиции  и достиг таких высот, что уже мог показать свое истинное лицо. Антиох Эпифан, придя к власти, начал наводить на иудеев страх, крушить все еврейское, убивать иудеев, в т.ч. женщин и детей. Это — логическое завершение, к которому верующих иудеев, христиан привело то, что они пошли на поводу у греческого духа.

В чем опасность действия греческого духа

Влияние греческого языческого духа происходит и сейчас. Так же, как в древние времена, он навязывает верующим, служителям мысль о том, что можно сочетать жизнь в общине/церкви и «полноценную жизнь» в миру, пытается отвлечь нас от Богаединственной, истинной, абсолютной цели в нашей жизни! 

Можно услышать насмешки в адрес верующих: «У вас один Бог!», «У вас одна Библия», «Легенды и мифы древнего Израиля вы навязываете культурному, цивилизованному человеку», «Надо быть  прогрессивными, современными». Но мы — храм Бога живого, в котором все «комнаты» освящены Богом и предназначены для служения Ему. В этом храме не должно быть места поклонения идолам. Бог хочет, чтобы все сферы нашей жизни принадлежали только Ему.  Деление нашей жизни на отсеки (что-то отдали Богу, а что-то оставили себе) приводит к потере главного фокуса жизни – сосредоточенности на Боге. Формально мы вроде бы с Богом (ходим в общину, на шабаты, на молитвы, служим), но на самом деле – мы не с Ним, мы руководствуемся не Его целями для нас, не Его планами на нашу жизнь, а своими собственными.

  •           Греческий дух сосредотачивает внимание каждого человека на нём самом; возгревает индивидуализм, эгоизм, эгоцентризм. Под действием этого духа человек ставит себя в центре  всего и делает себя мерилом всего. Когда мы отвлекаемся от Божьих целей, начинаем пытаться решать свои проблемы собственными силами, мы можем «потеряться» в обилии своих личных жизненных приоритетов.
  •           Греческий дух действует обманом и лестью. Нельзя поддаваясь лживым учениям о том, что главная цель Бога – сделать нашу жизнь чудесной, а нас самих – богатыми и успешными. Все сферы нашей жизни должны пройти голгофский крест. Ничто не должно быть отделено от нашего распятого Мессии, т.к. только распятое может воскреснуть.

Когда мы не позволяем Богу управлять всеми сферами своей жизни, когда мы закрыты для Него в каких-то сферах, это влияет и на другие сферы. Когда мы не даем Богу в полноте проявить в нашей жизни Свою власть, Свое царство, враг будет захватывать те сферы, которые мы не отдали Богу, и стремиться отвлекать нас от Божьих целей в остальных сферах.

Как противостать греческому духу

Еврейский библейский дух должен отражаться в жизни всех верующих Нового Завета, во всем Теле Мессии. Бог видит нас цельными. Это происходит тогда, когда мы стремимся к достижению Божьих целей, когда все сферы нашей жизни подчинены Ему. Чем больше мы будем открываться для Господа, тем сильнее Он будет действовать через нас и в нашей жизни. Важно помнить, что любое проявление греческого духа поражается и рассеивается еврейским библейским духом. И сегодня Бог очевидным образом восстанавливает еврейский библейский дух. Он делает это  разными путями — восстанавливая еврейскую составляющую в Теле Мессии, через восстановление еврейских библейских корней в разных церквах, через восстановление истинного смысла Писания.

Бог действует в т.ч. через ЕМО, еврейские служения в церквах. Он создал еврейский народ, чтобы он был светом, Божьим слугой для всех народов, являя Божью милость, кротость, любовь, Божье величие и славу. Сейчас Бог восстанавливает Свой народ в истинном еврейском библейском духе, по изначальной библейской сути. Он восстанавливает цельность, полноту во всей жизни каждого Своего ребенка, в жизни Божьей семьи. Восстановление в Божьем еврейском библейском духе особенно необходимо для новозаветных ЕМО — иначе мы не исполним свое предназначение в еврейском народе и в Теле Мессии.

В центре нашего внимания не должны быть наше «я», наши страхи, проблемы, желания. Придя к Богу, мы стали наследниками всего, что есть у Отца, а у Отца есть ВСЁ. Бог знает о наших нуждах прежде нашего прошения. И нам не нужно самим заботиться о себе, сосредотачиваться на решении своих проблем. Нам надо искать Его лица, познавать Господа, созидать личные отношения с Ним.

Победу над врагом иудеи ознаменовали обновлением жертвенника, они начали с жертвенника, а потом занялись обновленим Храма. Это – пример для нас. Нам важно обновить жертвенник и всю свою жизнь доверить Богу. Наша жизнь должна стать живой жертвой Богу Израиля через Йешуа Мессию. Важно увидеть: «Является ли жертвенник центральным местом нашей жизни?», «Может быть мы сдвинули жертвенник и используем для того, чтобы добиться от Бога права распоряжаться своей жизнью так, как мы считаем нужным». Это должно быть проверено и изменено. Наше духовное зеркало — Слово Божье, которое  показывает человеку, какой он на самом деле, какие в нем проблемы, от чего надо избавиться. Поэтому нужно сдаться Богу как «нуль», к которому Бог будет прибавлять Свои цифры (а если не сдадимся, то станем ниже нуля).

Важно периодически анализировать свою жизнь, открываться для Божьего света, чтобы увидеть, чем она заполнена, о чем и о ком мы думаем, как реагируем на происходящее вокруг, как помогаем людям. Если мы обнаружим отсеки в каких-то сферах своей жизни, важно честно говорить об этом Богу, открывать Ему свои желания, мысли, страхи, сомнения и позволять Духу Святому проникать в наши «тайные комнаты» и действовать там. Бог дает нам силу, чтобы всё тайное стало явным. Каждому из нас полезно посмотреть на свою жизнь, на себя и увидеть: «Во всех ли областях нашей жизни Бог есть Бог?», «Есть ли сферы в нашей жизни, которые выведены из-под прямой власти Господа?», «В каких именно областях мы допустили действие греческого языческого духа?».

Духовная война продолжается…

Эта война не идет за деньги, за имущество, даже не за наше физическое здоровье. Эта война идет не за нашу благополучную семейную жизнь, эта война не идет за наш хороший справедливый честный карьерный рост. Эта война не идет за политические победы, эта война не идет за все то, ради чего сражается этот мир. Эта война идет ра­ди вечной цели. Эта война идет за бессмертные души людей, начиная с нашей. И каждый день нашей новой и нашей обновляемой жизни, мы должны напоминать себе основную цель этой жизни на землесовершать наше спасение и раскрывать спасение для других.

Маккавеи действовали именно так. И они сразу заплатили цену: они отвергли любые награды этого мира, пошли на то, чтобы потерять все блага, которые у них уже были. Они стали нищими, стали изгоями. У них остался только Бог и они сами. Они сделали выбор — следовать за Господом, умереть за Господа. Но этого Бог и ждал от них. Как только они сделали этот выбор — слава Божья сошла на них.

          Почему именно Маккавеи так преуспели, совершили великие победы и не только освободили Иерусалим, восстановили Храм, святилище, но и освободили весь Божий народ? Почему именно они? — Потому что они постоянно обновляли готовность потерять все. Если вы прочтете главы первых двух Маккавейских книг, то уз­наете, что им было очень нелегко — когда казалось, что победа уже одержана, опять приходил враг. И там написано: «Враг, видя их посвящение Богу и готов­ность умереть за Слово Божье, и за Бога Израиля, отступал». Враг не выдерживал этого славного, отчаянного до смерти посвящения Божьих воинов.

Сначала Маттафия, а затем и другие сазали: «Лучше нам умереть, чем пойти на компромисс с идолопоклонством! Лучше нам умереть, чем пойти на компромисс с грехом! Лучше нам уме­реть, чем подчиниться нечестивому царю» (это — как образ сатаны, князя мира сего). Сначала они просто спасали себя, свои души, но потом они сказали: «Лучше нам умереть в битве, чем видеть такое разорение, и позор, и гибель нашего народа. Лучше нам умереть сражаясь, чем видеть, как святилище, все самое святое попрано, осквернено и разрушено». «А какая будет воля на небе, так да сотворит!» (1 Мак. 3)

И всё то, ради чего они готовы были умереть, Бог дал им — новую жизнь, свободу, новую, сильную святость. Бог дал им великую духовную власть распространять эту свободу и святость на весь Божий народ, который был в порабощении у врага, в поражении и в позоре. Бог дал им святилище, дал возможность освятить его, преобразить и наполнить Его славой.

Мы можем много говорить о наших возвышенных целях, но если мы не готовы платить за них цену, это все — демагогия.

На что готовы мы ради Божьей победы? Готовы мы заплатить настоящую цену?

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Возможно вас заинтересует:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

двенадцать + 19 =