Ханука

Ханука в еврейской традиции

Есть в еврейской традиции праздники, которые появились в результате определенных событий, происходивших в нашем народе и с нашим народом на протяжении его истории, и были утверждены в память об этих событиях. Такими праздниками являются Ханука и Пурим. Почему же эти события настолько важны, что память о них сохранилась до сегодняшнего дня, и о них упоминается в Писании?
Любой еврейский праздник, о котором говорит Библия, включает в себя не только воспоминание о прошлом, но и переживание, а, соответственно, и влияние этого праздника на настоящее, и указание на грядущие события. Так вот, Пурим и Ханука как раз содержат в себе все эти критерии. И их присутствие в еврейском календаре создает определенную полноту и завершенность всего годичного цикла.
Но Пурим еще впереди. А вот на праздновании Хануки мы остановимся. Тем более что события, которые предшествовали Хануке, очень сильно напоминают наши дни.
Итак, само слово «ханука» происходит от глагола “лаханот”  , который означает “освящение” или “посвящение”. В этом смысле название праздника напоминает о повторном освящении жертвенника во времена Второго Храма 25 числа месяца Кислев в 164 г. до н.э. Поскольку камни жертвенника были осквернены идолопоклонниками, возникла необходимость построить новый жертвенник. Интересно отметить, что осквернение жертвенника произошло ровно за три года до этого – 25 числа месяца Кислев 167 г. до н.э.
Все события, которые предшествовали освящению жертвенника, описаны в Маккавейских книгах, которые не вошли в библейский канон. На некоторых из этих событий мы остановимся.
Но сначала хотелось бы напомнить об одном событии, которое произошло с нашими праотцами – Авраамом и Ицхаком – примерно  за две тысячи лет до дней Хануки. Это жертвоприношение Ицхака – акедат Ицхак, о котором мы говорили более подробно в Рош ха Шана.
Почему это событие так важно? Оно явилось, по сути, отправной точкой для наших праотцев. Вступив в завет с Богом, и приняв на себя определенные обязательства, Авраам принес в лице Ицхака в жертву свое будущее и заложил основание взаимоотношений с Богом для всех последующих поколений народа  Израиля, будущее которого немыслимо вне Бога и служения Ему.
Позволив Богу себя связать узами завета, Ицхак принял от отца эту эстафету и тем самым подтвердил, что его жизнь и жизнь его потомков немыслима вне завета с Богом.
Акедат Ицхак стала, своего рода, точкой невозврата и для Авраама, и для Ицхака. Точкой окончательного перехода на сторону Бога, когда, по сути, ты становишься, по-настоящему, евреем.
И практически в каждом поколении нашему народу – и каждому человеку в отдельности, и народу в целом — приходилось доходить до этой точки невозврата, когда возникал вопрос: «На чьей ты стороне?»
И перед семьей Хасмонеев — священников из города Модин тоже встал подобный вопрос. На протяжении полутора веков в Иудее господствовала греческая культура. И среди евреев появилось много ее приверженцев. Еще бы! Ведь соединение с греками открывало заманчивую перспективу власти, денег, влияния. Ты мог ощутить себя частью чего-то большого и грандиозного. И на фоне всего этого вера твоих отцов уже стала казаться чем-то маленьким и невзрачным, и Тот Бог, в Которого верил твой народ, — далеким и призрачным по сравнению с греческими божествами, которые выглядели очень даже по-человечески и были близки. И уже стало забываться в народе то призвание,  которое изначально было заложено Богом, и ради чего Бог и создал Израиль, — быть отделенными Богом для определенной цели – раскрыть Божественный свет в народах.
Но не все в народе Израиля соглашались с распространением греческого влияния. Было много тех, кто оставался верен завету с Богом. Тем не менее, ситуация усложнялась. И сначала на уровне закона, а потом уже насильственным образом осуществлялась эллинизация. И тем, кто сопротивлялся, грозила смерть. В отличие от событий Пурима, где уничтожение грозило всему народу, независимо от того, насколько человек соблюдал заповеди и сохранял верность Богу, во время Хануки у каждого был выбор – ты мог остаться в живых и при этом даже получить вознаграждение, но для этого тебе нужно было отказаться от служения Богу Израиля, как единственному истинному Богу, и признать существование других богов наравне с Ним. Совместить служение Богу со служением идолам.
В конце концов, Иерусалим был захвачен, Храм осквернен. На жертвеннике приносились нечистые животные, и в святилище шло поклонение Зевсу.
Не напоминает ли это наше время, когда повсюду предлагается компромисс, и поднимаются на смех те, которые пытаются сохранить чистоту веры и свою приверженность Единому Богу? И как в то время Храм оставался на своем месте, жертвенник не был разрушен, но то, что совершалось внутри Храма и те жертвы, которые приносились, все это было мерзостью в глазах Бога. И сегодня нам очень важно разбираться с тем, что происходит внутри наших сердец, и кому приносятся жертвы в том храме, которым является каждый из нас. Празднование Хануки помогает нам в этом.
Итак, семья Хасмонеев. Им, родившимся и выросшим в атмосфере греческого влияния, нужно было оставаться не только евреями, сохраняя свое самосознание, но и священникам, теми, кто отделен Богом из всего народа для служения заступничества за народ. Мы выросли в мире, где господствует греческая мудрость и философия. И нам, когда мы возвращаемся к Богу, приходится становиться евреями, осознать, что мы – часть народа. Но это только начало. Необходимо идти дальше и становиться священниками, то есть теми, которые становятся в позицию заступничества за народ. Это важно делать и каждому из нас, и общине в целом.
Есть один эпизод, который обращает на себя внимание. Когда Матитьягу Хасмоней узнал об осквернении Храма, он молился и сетовал перед Богом. Его последние слова в молитве: «И вот святыни наши, и благолепие наше, и слава наша опустели, и язычники осквернили их. Для чего нам еще жить?» — говорят о том, что он как священник не представлял своей жизни вне служения Богу, вне Храма. Ведь священники в Израиле не имели своего удела. Их уделом был Бог.
И во время событий Хануки именно семья священников вступилась за народ, подняла его на восстание — не просто против врагов, а против системы, которая пыталась поглотить Израиль и растворить народ в себе. Потому что на священниках в Израиле, которые занимали место первенцев, лежала ответственность за духовное состояние народа. Их сердца были зажжены огнем Божьей ревности: «И воскликнул Маттафия в городе громким голосом: всякий, кто ревнует о законе и стоит в завете, да идет вслед за мною!» Этот призыв был созвучен призыву Моше, когда Израиль поклонился золотому тельцу. И тогда колено Леви выступило на стороне Бога, чем получило право быть заступниками за народ.
Ревность хасмонеев – это та ревность, которой горит сердце Бога по Своему народу. Это та ревность, которой горит сердце Иешуа по дому Божьему: «Ревность по Твоему дому снедает Меня!».
Ревность направляет, чертит границы, помогает видеть цель, выводит из абстракции. Ревность Бога действует через завет. Бог ревнует о нас, и Он хочет ответной реакции с нашей стороны, чтобы мы ревновали о Боге и Его деле.
Ревность помогает выступать меньшинству против большинства, бросать вызов системе. И если во времена Маккаби сражение велось против видимого врага, то сегодня наша борьба не против плоти и крови. В этой борьбе мы можем идти по следам Иешуа, ревность Которого перевернула мир.
Через ревность мы оставляем глупые теории, философию. Мы становимся практиками, начинаем жить по-настоящему.
И еще один урок Хануки. Участвуя в деле Божьем нельзя бояться за себя, за свой авторитет. Маккаби, с человеческой точки зрения, были обречены на провал. Но их не волновало то, как они выглядят в глазах людей. Они были движимы верой, которая основывалась на любви и ревности Бога и к Богу.
Устроенные и достигшие чего-то эллинисты были уверены, что движение прогресса – это то, что нужно, а вера их отцов – нечто ветхое и смешное для цивилизации. Но практика показала, что Бог, в Которого верили отцы, по-прежнему, Всемогущий и помогает пережить всякие модные течения и остаться Израилю народом, потому что корень этого народа вечен.
И сегодня празднование Хануки освежает память и помогает нам малым числом противостоять модным учениям и не только самим оставаться в завете, но и вступаться за народ.
Кроме того, что Ханука – это праздник победы меньшинства над большинством, это еще и праздник обновления жертвенника. Ханука —  это праздник проявленного света, света, который зажегся в Маккаби среди тьмы идолопоклонства и осветил народу путь. Это тот свет Машиаха, свет избавления, который горит в каждом верующем в Бога Израиля и проявляется через ревность по Богу и Его народу. И Бог хочет, чтобы этот свет проявился и указал путь народу Израиля к их Богу.

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

восемнадцать − 9 =