Главная / Другие материалы / Какие библейские обетования даны только народу Израиля (часть 3)

Какие библейские обетования даны только народу Израиля (часть 3)

Обсуждение. Вопросы-ответы

Что такое «весь Израиль» и «остаток» Израиля?

Вопрос из зала: Что подразумевается под термином «весь Израиль спасется»: подразумеваются евреи, которые живут в Израиле? Евреи, которые рассеяны по всем странам? Или остаток? Если можно, расширьте, пожалуйста, термин, понятие «остаток».

Борис Саулович. 11-ая глава Послания к Римлянам – это огромная проблема для учителей замещения (огромная проблема!). Так же, как и бо̀льшая часть Послания к Римлянам — и 1-ая глава и 2-ая, и 3-я, и 9-ая, и 10-ая, и 15-ая, но 11-ая – как-то по-особому проблема. Давайте очень быстро разберем это.

Первое понимание. Это — особое обетование, великая тайна, которая раскроется в конце времён, это «произошло отчасти, до времени, пока не придет полнота народов, явится Искупитель, и весь Израиль спасется». Может это значить, что все евреи, всех времён, которые когда-нибудь покаются, будут спасены? — Полная бессмыслица! Потому что получается, что здесь нет никакой ни тайны, ни обетования. Так можно было бы написать: «Все украинцы будут спасены, все греки спасены», и так далее. «…это великая тайна, не оставлю вас, братья, в неведении об этой тайне…» – И буквально её (эту тайну) понимать нельзя.

Второе понимание. Можно ли это понимать, что речь идёт только о евреях, живущих в Израиле? Там по тексту Послания к Римлянам (и вообще во всём Послании к Римлянам) нигде не говорится о евреях, или хоть в один момент именно о евреях, живущих на земле Израиля; там говорится всё время вообще о евреях. Ни малейшего основания не только по этому тексту, но и по всему контексту Послания к Римлянам говорить о том, что здесь имеются в виду евреи, живущие в Израиле, нет.

Вопрос из зала. Когда говорится о том спасении, о котором мы говорим в будущем, речь идёт о рождённых свыше, которые последовали за Машиахом, евреев, и они спасутся (то есть рождённые свыше верующие евреи)? Или речь идёт вообще обо всех-всех-всех?

Борис Саулович. Я уже сказал, что так понимать («обо всех-всех-всех») – полная бессмыслица, потому что нет в этом никакой тайны. Понятно, что кто-то спасётся из евреев. И всегда кто-то из евреев спасался во все времена, даже самые тяжкие. Но там это было названо «весь Израиль». Надо же смотреть внимательно контекст книг Ездры и Неемии: «…весь Израиль, переместившийся в Израиль…», если так можно сказать, «на землю Израиля». Причём, ясно, что из них многие погибли и не спаслись (они отступали, то-сё, пятое-десятое). А здесь говорится, что «весь Израиль спасется». Давайте ещё раз подумаем, какой может быть здесь смысл. Давайте сейчас это переложим на это понимание: «Братья, не хочу оставить вас … о тайне этой, что отступление в Израиле…».

Где? — «в Израиле».

Что подразумевается вот в этом тексте, в этих словах «отступление в Израиле»? Имеется в виду «остаток»? Имеются в виду евреи, живущие в Израиле? В Иудее? — Имеется в виду весь народ Израиля, правда?

«Отступление в Израиле произошло отчасти, до времени, пока не придет полнота народов, и таким образом весь Израиль спасется».

Слушайте, это же одна фраза! Как можно представить себе, что вначале Израиль – это абсолютно все евреи, живущие в данное время, а в конце этой фразы Израиль – это те, которые спасутся в то время? Понимаете, о чём идёт речь? Нужно ещё что-то объяснять?

Ремарка из зала. Раз у Бога есть такие специфические, особенные обетования именно Израилю, то, возможно, что это характеризует Бога, то есть некоторые особенности Божьей сущности, Божьей идентичности выражает через особенные обетования Израилю. Бог Сам определяет Себя (это в Слове написано), что Он — Бог Израиля, и, таким образом, получается, что это — единственная нация, которая напрямую связана с идентичностью или сущностью Бога, с тем, Кто есть Бог. И сказано, что Он навеки будет называться «Богом Израиля». Он никогда не будет называться «Богом Швейцарии».

Борис Саулович. Почему вот это особое благословение и особое обетование, которое исполняется до сих, я не назвал, хотя это очень важно? — Потому что теория замещения говорит следующее: «Ныне Израиль – это церковь, поэтому Бог Израиля – это Бог церкви, но не Бог Израиля. Бог Израиля – в Новом Завете есть Бог церкви, но не Бог Израиля», – и всем нравится! Почему это нравилось – это уже другой вопрос. Понятно, да?

Что значит «полное число язычников»?

Вопрос из зала. В Рим. 11:25,26 написано, что пока не войдет полное число язычников, весь Израиль не спасется. Меня интересует, что означает «полное число язычников»?

Борис Саулович. В этом тексте нет слова «число», там написано «полнота». Поэтому, когда я читал этот стих, я читал его по оригиналу. Это ещё одно место, где вставлено слово, меняющее оригинал. «Число» вставлено, а слово «полнота» (греч.πλήρωμα «плерома»), существительное заменено прилагательным «полное», чтобы слово «число» подтвердить. А там говорится «плерома» (греч.πλήρωμα) «полнота язычников». В 12-ом стихе – такое же слово «полнота», имеется в виду духовное состояние.

 

Обетование №15

 В книге пророка Захарии написано, что есть обетования, как для Израиля, так и для других народов через Израиль. В Захарии, в 10-й главе, в 4-м стихе написано: «Из него…произойдут все народоправители.». То есть, это тоже, как бы, последних времён касается, это будет явно видно. Я не знаю, как это будет, но это обещано. Это ещё одно чёткое обетование Израилю.

Я говорил, что перечислил не все специфические обетования, которые даны только народу Израиля. Я не брал такие обетования, которые относятся к прошлому, но действие которых распространяется в какой-то мере на данное время, как, например, «из Сиона выйдет Тора и Слово Господне из Иерусалима», хотя есть комментарии, которые говорят, что  это не только уже происходило, но и будет происходить. Но, поскольку это можно интерпретировать только в отношении прошого, что это уже произошло, поэтому я не брал это обетование.

Вопрос из зала. Церкви, в основном, состоят из язычников. Возможно, они уже отходят от теологии замещения. Как донести до них важность возвращения, принятия вновь еврейской культуры и традиции? Как донести, что это важно? Должна ли, например, язычница принять целиком и полностью еврейскую культуру в себя, чтобы быть полноценным, скажем так, членом Царства Божьего?

Борис Саулович. Я считаю, что язычники ничего не обязаны принимать из еврейской культуры, это — моё личное мнение. Если они не будут ничего принимать (верующие из разных народов), они не согрешат (моё личное понимание), главное, чтобы они занимали правильную позицию библейскую в отношении еврейского народа. С другой стороны (опять же, это — моё личное понимание), в еврейской культуре, традиции (я, например  вчера говорил о семейной еврейской традиции) есть немало такого, что, можно сказать, подспутно сохранило библейские ценности, скажем так мягко, не совсем сохранённые церковью. И мы (я сейчас буду говорить «мы, христиане»), и христиане из разных народов, если позаимствуют, и, скажем, творчески усвоят нечто из этого, не законнически, а по благодати, то они только получат благословения, бонусы, дополнительные благословения к тем, которые уже у них есть. Это, если кратко сказать, мое понимание; это то, как я понимаю ситуацию.

Вопрос из зала. Можете ли Вы объяснить, как язычники, привитые к природной маслине Израиля, в какой мере мы входим в обетования, которые Бог дал Израилю?

Борис Саулович. Мы перечисляли те обетования, которые Бог дал только Израилю, но мы не говорили о тех обетованиях, которые Бог дал всем детям Авраама – и евреям, и духовным детям Авраама (мы говорили об этом вчера). Возвращаясь к вчерашнему разговору, повторю: всем, кто через Йешуа Мессию (Христа Иисуса) приходит к Отцу, обетовано раскрытие той же самой любви, прежде всего, прощение грехов, спасение, искупление, в раскрытии им возможности общаться с Богом напрямую, что очень важно (напрямую!). Мы все имеем один доступ, прямой доступ к Отцу через Йешуа – и евреи, и представители других народов, которые таким образом вошли в Завет Авраама (2-ая глава Ефесянам)   и есть много других общих духовных обетований — и для евреев, нашедших своего Мессию, и для людей из любого народа, пришедших к этому еврейскому Мессии.

Вопрос из зала. Для нас, как для церкви, какой правильный фильтр должен быть, чтобы не впасть в теологию замещения, так же как и в любую неправильную теологию? Какой правильный фильтр есть, которым мы можем понимать, какие обетования ТаНаХа (Ветхого Завета) применимы для язычников сегодня?

Борис Саулович. Ключ вчера читался из Послания к Галатам, что всем верующим из всех народов дано быть наследниками обетования Авраама, но дальше сказано: «…чтобы принять обещанного Духа верою». Таким образом, мы можем посмотреть, какие обетования Авраама ведут к тому, чтобы каждый человек по всей земле, приходя ко Христу, независимо от национальности, мог принять обещанного Духа верою, а также принять спасение, прощение грехов, искупление, полноту Божьей любви, открытый путь в небесное святилище. Когда человек становится Божьим ребёнком, независимо от своей национальности, он может принять полноту Святого Духа, быть крещённым Святым Духом, иметь дары Святого Духа. Об этом писал Апостол Павел писал Галатам, обличая их за то, что они поддались иудейским законникам, и посчитали необходимым становиться иудеями, в то время, как уже были полноценными Божьими детьми и имели полноту Святого Духа, полноту Божьей любви. Он говорит: «Послушайте! Зачем вам обрезание, если, мало того, вы уже Божьи дети, вы уже вошли в Божий народ! Скажите, не верой ли вы приняли Духа Святого или делами закона? Только по вере!» Это как раз вот об этом и говорится: «Скажите, делами закона у вас раскрываются дары Святого Духа или по вере? – Он говорит: – Только по вере». Ну, это ясно! В том же Послании к Галатам всё очень ясно и чётко написано.

Кто может быть священником в Брит Хадаша?

Вопрос из зала. Кто назван «священником» в Новом Завете?

Борис Саулович. Согласно прямого указания Нового Завета (есть два конкретных места в Новом Завете) «священниками» в Новом Завете  сделаны все дети Божьи. Есть разность в священнических функциях, разные служения, но все дети Божьи, например (если мы читаем Первое Послание Петра, например) сделаны священниками. Это то, что, в принципе, реформация начала делать, но что не довела до конца. Потому что, по крайней мере, было провозглашено общее священство верующих. 2-я глава Первого Послания Петра, 5-ый стих: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом…».

И 9-ый стих:

«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы».

Ясно, что здесь Послание обращено к верующим из язычников и говорит им — «священство святое», «царственное священство». Ещё в Откровении Иоанна, там тоже об этом говорится. В современной западной теологии эти места Писания могут быть неправильно препарированы и разделяют царей и священников, якобы есть отдельное служение царей и отдельное служение священников в Божьем народе. Но здесь говорится о том, что у всех «царственное священство». Имеется это в виду, конечно, не в политическом, не в военном и, я думаю, даже не в экономическом плане, а в духовном плане, так же, как о духовных жертвах здесь говорится. Поэтому все дети Божьи, если они действительно дети Божьи, уже по факту своего рождения свыше, тем более, крещения духом, являются царственным священством. Но здесь сказано: «…устрояйте из себя дом духовный, священство святое». Если мы не будем это раскрывать – то, что уже вложено в нас по благодати Господом, – получается так, что это может и не проявиться в нашей жизни, и может, как бы, остаться втуне. Среди священства есть те люди, которые призваны к особо посящённому священническому служению. В этом смысле дано обетование народам. Но это не значит, что Бог больше любит пастырей, больше любит евангелистов, больше любит учителей, больше любит пророков или даже больше любит апостолов. Бог любит всех одинаково! Разные служения; все — священники, но в этом священстве — разные служения.