Главная / Практический опыт / КОНФЛИКТОЛОГИЯ-2 (часть 1)

КОНФЛИКТОЛОГИЯ-2 (часть 1)

Особенная самоуверенность

Это когда говорят: «Это нельзя, потому что …» и там действительно трезвое основание. Но есть: «Я знаю, что так будет, я уверен. Не мешайте, я сам знаю, что мне делать и т.д.». Человек по характеру самоуверен, он будет ошибаться и, тем самым очень часто будет ранить людей. И это обязательно приведет к конфликтам и довольно скоро.

Стремление иметь имидж безошибочного руководителя

Это свойственно в принципе человеку. Например, в Римской католической церкви это привело к тому, что в свое время был собран Собор, разбиравший ряд вопросов, одним из которых был такой: «непогрешимость Папы». Т.е. если Папа сказал, то это не может быть ошибкой никогда. И именно поэтому многие решения католической церкви, антисемитские, вызвавшие погромы и т.д., за них не каялись веками по одной причине: это было утверждено Папой. А он не может ошибаться. Такой микро папизм, он присутствует на всех уровнях. Обычно причиной этому служит гордость, которая может овладевать каким-то отдельно взятым пастором. Которому может просто облом согласиться, что он может быть не прав. Как это ему говорят, что он не прав? Как ты имеешь на это право!? Понимаете? И это обязательно приведет к конфликтам.

Неправильное учение

Если в общине учат чему угодно, и это не по Писанию, то это будет причиной конфликта.

Но,  если это все-таки происходит по Библии:

  • недавно причиной конфликта было учение преуспевания;
  • причина конфликта, если в сути учения лежит законничество.

Например, некий коллектив придумал, что на рубашке должно быть 10 пуговиц, а не 8 или наоборот. И, если у человека это не так, то вплоть до отлучения из церкви. Еще один пример. Мне очень много раз замечание делали, когда я приходил проповедовать в другие церкви и говорил «Здравствуйте!». И потом я стал специально всем говорить «Здравствуйте!». А надо говорить: «Слава Богу!». Однажды было так: «Брат, а Вы в Иисуса Христа верите? – «Да». – «А почему Вы с нами так здороваетесь?». Это было явным вызовом. Или еще. Один раз я засвистел, не на проповеди, а просто. Мне сделали замечание, и такое тяжелое: «А почему нельзя?» — «Потому что Иисус не свистел». Это было сказано, как последний удар, после которого боксер не встает. Все!

  • когда в основе учения лежит критика других церквей.

Это не часто встречается. Но люди хотят об этом поговорить между собой.

Что имеется ввиду. Я в семинарии на сессии был. И со мной в комнате один брат жил. Из одной общины, из одного города. Он вечером решил послушать проповедь на диске. Это было учение о благодати. Это продолжалось около 1ч 20мин. Но первые 50 минут речь шла о том, что  разные церкви такие-рассякие, и на языках не молятся, и Дух Святой не слушают и т.д. Потом только о благодати. И можете представить, что если первые 50 минут только о других коллективах говорится. То хватило ли у людей, потом внимания услышать суть? Вот еще один пример. Однажды на годовщине одной маленькой общины. Потом я понял, почему община маленькая. Во-первых, пастырь там не проповедует. Проповедует его мать. Что же она говорила: «Дорогие братья и сестры! Как хорошо, что некоторое время назад мы вышли оттуда. Потому что, когда мы там были … ». И в таком роде всему этому была посвящена вся проповедь. Потом оказалось, что такая линия проповедования там все время. Тема – критика предыдущей общины – не позволила скрепиться и соединиться, и община развалилась.

Наличие ответственности без необходимого уровня власти 

Когда от человека ждут свершений, навалив на него много чего, не разрешая ему практически ничего. И он, понимая, что не вытащит всего того, что на него нагрузили, начнет периодически возмущаться, получит обвинение в бунте, естественно. Да? Рано или поздно этому человеку придется просто лечь, или просто уйти. Это может служить причиной конфликта.

Две противоположные проблемы:

  • 1- когда влияние на ход служения у тех людей, которые не несут за него ответственности;
  • 2 – ответственность лежит на людях, у которых нет достаточной власти.

Примеры того и другого: ситуации, что это породило и как вы из них выходили или начали решать.

Надежда Ульяненко: Нужно ограничивать влияние людей, которые не несут за него ответственность.

Борис Саулович: В истории нашей общины была когда-то позиция: консультант без ответственности, но с властью. Это был наш один иностранный хороший друг. Он избрал себе такую хитрую позицию. Он сказал, что сейчас в международных компаниях очень эффективна новая позиция – консультант без ответственности. Он не сказал, что с власть, но без ответственности. Просто приезжает, все, что хочет, делает, абсолютно всюду влезает, все ему должны подчиняться. Но при этом он никакой ответственности не несет, за то, что он посоветует или не посоветует. Это была такая история реально. И, поскольку это время было не легкое для нашей общины, а мы его давненько знали и думали, скрепя зубами, что может хоть как-то, но подможет. Но мы жестоко заблуждались. Этот консультант без ответственности на самом деле даже той властью, которую мы ему дали, не смог нормально воспользоваться. Кроме как своей рекламы за рубежом, он этой властью по- настоящему не воспользовался. Консультант без ответственности, которому должны были быть открыты все двери, которому должны были подчиняться люди, но который не нес никакой ответственности. Но когда мы ему сказали, что мы, к сожалению, не можем принимать дальше такое служение, он должен жестко взять на себя ответственность, и мы будем следить за тем, как эта ответственность проявится, как он эту ответственность понесет. Должна быть оговорена мера его власти, и мы будем проверять его плоды. Тут же в скорости после этого он сообщил, что его приглашают раввином в одну американскую мессианскую общину (он сам американец). И он очень скоропостижно покинул Украину.

Андрей Луговский: (из своей практики). В моей жизни была такая ситуация, не очень простой период жизни был для меня. У меня появилась новая ответственность в моем служении. Я точно знал, что я могу с этой ответственностью справиться. Где-то я был уверен. Что я знаю, как это делать, потому что когда-то я эту ответственность уже нес. У меня получалось. И я знал принципы развития этого служения. На тот момент моим руководителем была Лариса. Она дала мне эту ответственность. Она всячески меня ободряла. Говорила, что будет мне помогать, поддерживать. И я начал развивать ответственность коленного молитвенника. Но с другой стороны, собирая отдельно от меня лидеров колена, она делала негласно таким образом, чтобы всячески ту ответственность, которую я нес, я ее не мог нести соответственно той позиции, на которую она меня поставила. Через некоторое время это привело меня к тому пониманию, что я не могу справиться. То есть была дана ответственность, но власть подрывалась. Все мои усилия сводились на нет. Это привело к тому, что я был в полной «торбе». Когда пастырь вернулся из поездки. На тот момент я был готов отказаться от всякой своей ответственности. Я понял, что я не состоятельный человек. Если я не могу справиться с молитвой на колене, то, как я могу заниматься молитвой во всей общине (а на тот момент, я был ответственным за молитву в общине). Эта ситуация меня деморализовала.

Комментарии Борис Саулович: Это очень опасно для пастора. Давать ответственность. Формально давать власть и потом тышком-нышком подрывать эту власть, оставляя на человеке только ответственность.  В данном случае это был, грубо говоря, злокозненный план. Эта сестра, которая за некоторое время до этого была снята с основной позиции, с места основной своей власти в общине. За ней была оставлена только позиция коленного руководителя. И то вынуждено. Потому что тот коленный руководитель ушел. Там были серьезные проблемы. На тот момент это колено было самое основное в общине, и его нужно было передать, и некому было передать. И себя, скрипя зубами, передал его сестре, думая, что колена она повести, конечно же, может. И когда я уехал, это была моя длительная поездка в Англию, Германию, сестра воспользовалась моим отъездом и своим влиянием, которое оставалось сильнейшим в общине на тот момент. Она просто перетащила Андрея, сказав: «Ну, давай. Ты ж там за всю молитву отвечаешь. Ну, в частности по отвечай за все колено. Я вот сейчас стала руководителем. Давай помоги». Это было вопреки тем инструкциям, которые я ей дал. Она не могла распространять свою власть ни на что, кроме этого. Но она, пользуясь влиянием, которое было у нее из прошлой власти и, которая уже не соответствовала той ответственности, которую она теперь несла, потянула Андрея, и сделала все, чтобы доказать ему и людям, что он никакой.  Когда я приехал, со мной встретился Андрей в раздавленном состоянии. Он говорил: «Как же я могу ответственность в молитве нести за общину, если я не справился даже с коленом». И я был шокирован «С каким коленом? Как ты стал туда?». — «А …… меня туда поставила». – «Как, она же не имела права». А на тот момент уже были известны ее дела. И я просто резко все остановил. Тут уже надо было спасть Андрея.

Два примера

1. Сестра, мой помощник на тот момент оказала влияния больше, чем у нее было ответственности, перетащив Андрея к себе в колено, подчинив его себе. Вот чего она добивалась, она хотела его подчинить себе. Воспользовавшись этим, она его просто стала разрушать как служителя, как Божье дитя.

2. Таким образом, его ответственность оказалась несравненно больше,  чем власть, которая ему в реальности была доверена.

Это очень хороший пример, потому что практика показывает, что такие ситуации взаимосвязаны. Здесь это явно связано. В других ситуациях это неявно связано. Потому что всегда, если есть человек, у которого влияние и власть превышают его ответственность, всегда значит, есть человек или люди, которые это коммпенсируют. Что это значит?- У которых власть меньше, чем ответственность.

Андрей Шмайцер: Здесь была осознанная работа. А если неосознанный момент со стороны пастора, давая ответственность, но в тоже время, делая какие-то действия, которые на самом деле лишают реальной власти этого человека. Другими словами, может быть из-за неопытности, неосознанные действия.

Борис Саулович: Мы подошли к очень важному моменту. На самом деле мы все переживали проблемы с этими двумя подпунктами этого пункта. У нас  Киевская общин разноплановая, многосоставная, поэтому регулярно где-то возникает такая проблема, но, слава Богу, у нас сейчас, я подчеркну, лучшая атмосфера среди лидерства за всю историю общины. В лучшие первые годы общины все равно далеко не было такой хорошей атмосферы. Мы это все решаем в общении друг с другом, в обсуждении проблем. В ряде случаев старейшины сами между собой все решают. Я вообще в это не вникаю. Потому что они не борются, не конкурируют, как было при ……, особенно с определенного момента, а они взаимно дополняют друг друга помогают друг другу, готовы поддерживать друг друга в трудностях и т.д. Я специально это говорю, чтобы вы, может быть, сравнили ситуацию у вас. Так ли это у вас сейчас? Я думаю и в ваших общинах еще не все такие проблемы разрешены. То, что сказал Андрей очень важно. Я повторю своими словами. Пастор дает кому-то ответственность. И вроде бы формально у него адекватная власть, т.е. соответствующая ответственность. (Но часто, даже формально власть не соответствует ответственности). Не продумывается этот момент – чтобы у людей было достаточно власти, чтобы понести ответственность или чтобы власть не превышала ответственность. Даже формально бывают иногда перекосы то в одну, то в другую сторону. Ладно, мы разбираем хороший случай, формально одно соответствует другому. Но при этом, не формально, а по сути, пастор действует так, что у человека нет достаточной власти для несения той ответственности. Причем, делает он это не специально, а как бы само собой. Я так часто с этим сталкивался. Я скажу, что это большое искушение для пастора. Особенно для пастора, который пережил разные проблемы в этой области: пережил уходы людей, предательство, когда его подводили, или для пастора, который изначально был в напряжении, в страхе, подозрителен и т.д. Как бы подстраховывая сами себя, но лишая человека той власти, которую мы ему дали.

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.