Главная / Практический опыт / КОНФЛИКТОЛОГИЯ-2 (часть 3)

КОНФЛИКТОЛОГИЯ-2 (часть 3)

Взаимоотношения в пасторской семье

— Вадим Келдыш: Поскольку речь идет о взаимоотношениях в пасторской семье между мужем и женой, мой вопрос большей частью не о распределении ответственности, взаимоотношений между мной и моей женой Фаиной, но больше для нынешнего служения, возможно для будущего.

Вопрос: Как совместить или как понять, есть сильное дарование, сильный характер у жены пастора или же жена сопастырь. Можно ли это употребить в мессианских общинах? Как это работает? Если жена сопастырь, какой она имеет уровень ответственности в общине? Если пастырь муж духовно отвечает за все, а жена сопастырь, она может иметь ответственность за одно, или два служения, то, как ее пасторство может без участия мужа пастыря влиять на общину, разные служения и т.д.?

Борис Саулович: Жена может быть сопасотором. Особенно если они начинают общину или церковь вместе. Она может быть сопастором фактически и формально, объявлено. Для мессианских общин это более необычно, чем для харизматических церквей. Здесь нужно смотреть на ситуацию. В каждой ситуации по-разному. Дикая американская крайность в харизматических церквах, не во всех, где жена автоматически называется сопастырем мужу. Если муж пастырь, то его жена – пасторша. Так никто не говорит. Говорят пастырь. Не может быть жена генерала, только потому, что она его жена. Не может быть жена президента автоматически президентом. Но, в определенных случаях жена действительно сопастырь, если она вкладывала и вкладывает в эту общину, и у нее ответственность соответствует той власти, тому уровню власти и влиянию, которое описывается этим термином сопастрыь. А какой уровень? А это уже определяется в каждой конкретной общине. Нельзя жестко описать все случаи жизни. Невозможно! Ситуация деликатная и тонкая. В каждом случае индивидуально.

Вопрос: Если пастырь понял, что он под колпаком, и есть семья, дети, то, как помочь ему выйти из этой ситуации? Какие шаги выхода из такой ситуации?

Ответ: Может быть важно, чтоб сам муж был под властью.

Борис Саулович: Да. Простой совет. Если у вас есть определенная духовная власть, это все упрощает. Раз у вас есть духовная власть. То у этой духовной власти есть ответственность помогать вам в таких ситуациях. И эта духовная власть не только может, но и должна вам помочь. Если у вас такой духовной власти нет, но есть люди. Которым вы доверяете, люди, мнение которых вы считаете оправдано духовным, и опыта которых достаточно, вы можете обратиться к этим людям.

Большая рекомендация. С осторожностью обращаться за консультацией по таким вопросам к лицам в вашей общине или церкви. Лучше не надо.

Важный момент. Признак, что ваш страх высадки на измену, вы постоянно подозреваете подкопы, подрывы вашей власти, авторитета, признак, что вы живете «в напряге», в котором вы не должны жить, это когда люди шутят, когда люди что-то говорят вам, а вы в каждой такой шутке видите намек на себя. Вы иногда так начинаете реагировать, что люди ничего не могут понять, потому что они о вас вообще не думали. Это очень серьезный признак, показывающий большое внутренне неблагополучие, с которым надо срочно что-то делать.

История: В одном городе пастырь изменил жене. Он раскаялся. Исповедовался перед женой. Жена его простила. И он решил исповедоваться перед каким-то своим помощником. Он исповедовался. Через какое-то время, не сразу, у него с помощником был конфликт. Пастырь не делает то, что могло бы удовлетворить помощника. Что делает помощник? Он идет к одному очень известному служителю, который относился к другому объединению церквей, и рассказывает ему про своего пастыря: «Мой пастырь прелюбодей». Руководитель той деноминации посчитал, что для его деноминации это выгодно, и прямо с большой трибуны это сказал. Скандал был совершенно ужасный. Бедная жена, я уже не говорю про пастыря, которая его уже давно простила и полностью его поддерживает. В каком положении она оказалась! Помощник и это руководитель другой деноминации, они пренебрегли этим пастором, но они даже не подумали о его жене и о его церкви. Они просто вытерли ноги о его жену, о его детей, о людей в церкви. Ужасно! Поэтому в нашей общине мы снова и снова повторяем: «Тайна исповеди. Тайна исповеди».

Недавно на специальном собрании наших лидеров мы разбирали тайну исповеди, как особый вопрос. Мы разбирали исключения, и подчеркивали, что только в этих исключениях могут быть очень жесткие пару моментов. В остальных случаях тайну исповеди мы все обязаны сохранять. Коленные, если им доверена какая-то тайна какого-то человека, не могут мне ее рассказать, даже если им очень хочется.

Одним из признаков поражения, которые приходят в церковь или в общину – когда пастор или другие руководители начинают разбалтывать исповедь. Это говорит о серьезном внутреннем неблагополучии.

Эта сестра, яркий пример, до определенного момента сохраняла тайну исповеди. Когда ее начало нести, она начала использовать тайну исповеди в некоторых случаях в своих интересах.

Раскрытие тайны исповеди это признак внутренней деградации. Это признак поражения, которое уже есть внутри.

Вопрос: Если я рассказала пастырю о грехе мужа, который не верующий. Но потом на собрании пастырь как обличение рассказал об этом. Но муж то не ходит в церковь. Пастором было сказано, что нужно ходить в церковь и тогда мужья не будут воровать или другое. На собрании была мать моего мужа. И когда она все это услышала, поняла, что это касалось ее сына, т.е. моего мужа. Она ему все рассказала. После этого он мне сказал, что больше в мою церковь никогда не пойдет.

Борис Саулович: Т.е. пастор рассказал в такой форме, что стало понятно, о ком идет речь. Мы можем, не желая того, выдать тайну исповеди. Я не думаю, что пастырь поставил цель – выдать тайну исповеди. Но это с ним произошло. Что же бывает? Мы сталкиваемся с каким-то ярким примером. Мы понимаем, что это явление характерно не только для того, человека, но это может и касаться других. Используем это как пример для проповеди. Часто это может быть не заготовленный пример. А вдруг, проповедуем, и нам спонтанно вспомнилась вот эта ситуация. Мы вставляем этот пример. Вот здесь надо быть крайне осторожными. Потому что, если нельзя выдавать тайну исповеди ни одному человеку, а тут риск, что мы ее выдадим многим сразу. Лучше вообще такой пример не приводить, если не знаем, как сделать так, чтобы никто ничего не понял. Если вы хотите привести такой пример, то лучше посоветоваться с тем человеком, который перед вами исповедовался. В данном случае жена, о грехе человека, которого было сказано. Можно ли в нейтральной форме. И надо оговорить, как можно рассказать, так чтобы не говорить не об одной детали, которую можно узнать. Если я говорю о каких-то деталях, я специально говорю, я отвечаю за то, чтобы эти детали не узнали. Если я говорю ситуации с так называемым Посольством Божьим или со знаменитым Сандеем, то я не  всегда называю их. Но я часто говорю так, чтобы люди понимали, о чем идет речь. Потому что, не дай Бог, они на другую церковь подумают. Там такие вещи творились и творятся! Но тут я не выдаю тайну никаких исповедей. Я взвешиваю, что я хочу достичь тем примером, который я говорю. Мы публичные люди. Нас слушает много людей. Мы ответственны за ту информацию, которую раскрываем людям. Если вы не можете по ходу дела дать себе отчет, к чему приведет ваш пример, не давайте ни одного спонтанного примера. Тем более, категорически запрещено использовать тайную исповедь как пример, так хотя бы хоть кто-то мог понять, о чем мы говорим. Категорически запрещено!

Если вы не используете всю тайну, а какие-то элементы, не обрисовывая общей картины, не говоря детали, то человек, который доверил вам тайну исповеди, может уловить какую-то часть. В такой ситуации лучше с этим человеком поговорить заранее. И причем сказать: «что я так скажу, что никто в это не врубиться, кроме тебя». Можно как абстрактный пример рассказать. Это даст людям безопасность. Люди будут знать, что их не подставят, что они могут свободно доверить свои тайны.

Высказывание раввина ____: Когда много подобного звучит с кафедры. А церковь без определенного видения. Или же не совсем понимают, куда идут, то пастырь вынужден реагировать на какие-то ситуации, которые происходят по ходу и это служит почвой для проповедей. Тогда получается, что нет никакого движения в общине или в церкви.

Комментарии Бориса Сауловича: Когда нет ведения, когда нет ясных целей, когда нет определенных целей, оговоренных по времени, да и по количеству, а людей надо чем-то насыщать. Тогда что может затронуть людей? Какие-то истории, которые происходят с их соседом. Такая ситуация провоцирует пастора на компенсацию. Чтобы как-то заинтересовать, как-то привлечь внимание людей. И, с другой стороны, пастор становится служителем, все служение которого, сводится на реакцию проблемы. Он живет в этом, он погружен в это. Он постоянно в стрессе, не может справиться с этим. Это как показатель, что нет видения. Или видение часто меняется. Я не говорю, что не надо менять видение. Во-первых, не часто. Во-вторых, если меняется, то это должно быть исключительное.

Далее. Когда пастор выдает тайну исповеди, он превышает свою власть. Он идет туда, где у него власти нет. Власть пастора ограничена. Даже если это пастор супер независимой общины или церкви. Его уважат, или не дай Бог, обожают (само слово мне не нравится, это опасно). У пастора нет власти, которую Бог ему не давал. Я, например, отношусь с большой осторожностью на вмешательство пастора в те сферы жизни его паствы, на которые я не вижу, чтобы эта власть распространялась согласно Новому завету.

Например, я не считаю, что пастора могут вмешиваться в такие вещи, как: у очень многих пастырей проблемы, знаете, из-за чего? Они пытаются объяснить, братьям — на какой сеттере жениться, сестрам – за какого брата выходить замуж. И еще проконтролировать, послушаются ли их. С моей, ясно подкрепленной точки зрения, это превышение власти, которая у них есть. Во-первых, у них нет на это ответственности. Некоторые пастора ложно понимают свою ответственность. Они думают, что они должны руководить всем в жизни людей. Под грузом этой ответственности они начинают брать на себя ту власть, которую Бог им никогда не давал. Это полностью относится к рассматриваемым пунктам.

Я говорю о чистосердечных искренних пастырях, у которых нет эгоистических мотивов сейчас. Если ко мне приходят люди и говорят: «Пастырь скажи мне, на ком мне жениться из этих семи сестер, с которыми у меня дружеские интимные отношения?». Что я должен сделать? Во-первых, я должен помочь разорвать эти дружеские интимные отношения. И пастырь под давлением начинает давать те советы, которые ему не нужно давать вообще.

Скажите, пожалуйста, кто из вас в своем служении давал советы, которые вам не нужно было давать вообще под давлением обстоятельств и людей? —  я столько раз, пока я научился! Но у меня была практика, видите, большая до общины. Когда пришел в общину, то я был уже таким битым волком в этой области, добрым очень. Тут всегда надо ясно учитывать, внутренне давление сильнее внешнего. Никогда внешнее давление не заставит вас превысить власть и полномочия, дарованные вам Богом. Но, если на вас будет внутренне давление (страх, что люди уйдут, страх, что может, разочаруются в вас, гордость «как это я, пастырь, харизмат до мозга костей, вот так вот, как это я не могу в такой важной ситуации дать четкий совет, они подумают, что я чего-то не понимаю»). Один известный иностранный пастырь как-то учил пастырей: «Даже если вы не знаете это, не показывайте это людям. Вы все должны уметь и, притом, одновременно!». Не поддавайтесь ни внутреннему, ни внешнему давлению. Не распространяйте ни вашу ответственность, ни вашу власть туда, куда вас Бог не ведет. И на то, что Бог ее не распространил. Дайте людям возможность сделать свои выборы в жизни. Вы можете смело говорить что-то настолько, насколько это ограничено Божьим словом.

Здесь очень важный принцип. Не приписывать им все, что они должны делать, а показывать им границы их свободы.

Другими словами, наша ответственность и власть не заключается в том, чтобы предписывать людям в разных областях их личной жизни, что им делать. Наша ответственность заключается в том, чтобы показывать им в разных областях их жизни пределы их свободы. Т.е. те границы, которые проводит Божье слово.

Понятно, что есть разные исключения. Это, первое: Когда вам Дух Святой что-то очень ясно с подтверждениями проговорил. У вас должны быть подтверждения, и желательно, независимые подтверждения. Но даже в этом случае желательно с кем-либо посоветоваться из более опытных людей. Желательно, имеющих ответственность за вас.

Вы себе не представляете, сколько проблем возникало у пастырей из-за того, что они нарушали это общее правило.

Второе: если есть ситуация, в которой совершенно не ясна воля Божья согласно Его слову.

Ситуация, которую вы знаете по своему опыту. Желательно, чтоб опыт был достаточно большой. Если у вас опыт подобных ситуаций составляет десятки. Поверьте, этого недостаточно.

Итак, вы знаете по своему опыту, что вот такое решение приведет к большим проблемам. Или вы знаете, что в такой ситуации. Желательно принять быстрое решение примерно в таком направлении. Мой вам совет: внимательно оговорите. Что вы не даете совет от Господа и по Его Слову. Вы даете совет исключительно исходящий из вашего опыта и понимания, которые очень ограничены. И здесь большой риск ошибки. Человек должен сознательно понимать, что в таком случае вы не берете ответственность за последствия вашего совета.

Или еще исключение, например, человек в отчаянии. И вы понимаете, что пусть даже это будет ошибочный совет, но это будет лучше, чем состояние, которое усугубляется с каждым днем. Такие ситуации редко, но бывают. Если вы понимаете, что цена вашей ошибки гораздо меньше, чем цена бездействия, тогда вы можете … Здесь, в этом случае вы берете большую ответственность. Если человеку, находящему в таком состоянии, вы объясните, что просто даете совет, он ухватиться за это как за соломинку и будет думать, что это его спасет. Но это область чистого консультирования. Сложный случай.

Вопрос: Как помочь в ситуации, если служитель стал заложником в тайне исповеди? Например, я виду человека, есть испытательный срок в определенном направление, и за это время человек грешит, но исповедуется не мне, а какому-то другому брату. И через некоторое время я с ним встречаюсь, говорю с ним. И он мне рассказывает, что грешил и что исповедался другому человеку.

Ответ Бориса Сауловича: Если грех продолжается, то здесь нужно говорить с самим человеком, который исповедовался, и сказать: «Я уверен, что нам нужно поговорить с пастором. И нам нужно что-то предпринять, т.к. у меня нет достаточно квалификации и духовной власти, чтобы кардинально тебе помочь. Если человек говорит «Нет». То здесь уже возникают нюансы. Необходимо рассматривать каждую ситуация отдельно. Если он говорит «Да». Нужно говорить, что это дело открывается, и пастырь принимает решение.

Если он видит. Что идет к завершению испытательный срок. Перед пастором он лжет, обманывает пастыря и рассказывает, что у них все в порядке. Во время испытательного срока пастырь должен спрашивать. Если пастырь не задает вопросов, то какой же это испытательный срок. Тогда у пастыря полностью нет ответственности за то, как он ведет людей. А вся ответственность в его мыслях переложена на них. На самом деле это не так. Те, которые их ведут, должны проверять, как они проходят испытательный срок. Если пастырь не задает вопросов, извините, это его проблема.

Еще важно человеку объяснить. Что если он исповедуется перед своим другом, это еще не решение проблемы.

Михаил: Еще случай. Когда человек приходит, говорит проблему, которая не опасна для общества, но вред в определенной степени может нанести коллективу. Я говорю, что надо покаяться, человек соглашается. Намечаем ориентиры борьбы. Но я ему говорю, что если это будет повторяться, то я вынужден буду рассказать об этом старшему руководителю. Потому что твоя проблема создает проблему коллективу. Не всегда, но помогало. Получается, что на меня повесили информацию, и я вынуждено покрываю человека, тогда надо ставить эти условия.

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

2 × два =