Главная / Практический опыт / КОНФЛИКТОЛОГИЯ (часть 1)

КОНФЛИКТОЛОГИЯ (часть 1)

Михаил Самсонов

(раввин ЕМО, г.Винница). Обозначение темы — условно, т.к. мы не будем изучать науку конфликта, а будем говорить о причинах проблем, которые возникают в наших общинах и тормозят наше служение. Вот перечень основных из них.

Основные причины проблем, возникающие в общинах

  • Община, построенная из членов других церквей:

  • в) склонность перешедших в общину постоянно «переходить», увлекая за собой других.
  • б) разница в вероучении;
  • а) сравнение руководителя общины с руководителями предыдущих служений;
  • Неправильная позиция пастора:

  • а) пастор-царь;
  • б) пастор — между разными группами влияния;
  • в) лицеприятие пастора, фаворитизм.
  •  Неправильное учение:

  • в) учения, где много времени уделяется критике других церквей.
  • б) проявления законничества;
  • а) учение об обогащении;
  • Ошибки пастора в понимании своей власти:

  • а) чрезмерная осторожность;
  • б) спонтанность в принятии решений;
  • в) самоуверенность;
  • г) желание иметь имидж безупречного руководителя (никогда не ошибающегося)..
  •  Несоответствие власти и ответственности:

  • а) чрезмерное влияние на ход служения со стороны людей, не несущих ответственности; или несущих несоразмерную ответственность;
  • б) ответственность без необходимого уровня власти.
  • Отсутствие виденья де-юре и де-факто.

КРАТКИЙ ОБЗОР ПРИЧИН

Община строилась из членов других церквей

Самсонов Михаил. Люди, которые перешли из других церквей, склонны сравнивать то, что они видят в новой общине, с тем, что они видели в прошлой. Обычно, в первое время, сравнение — в пользу нынешней общины. Но по истечении времени ситуация может измениться в противоположную сторону — люди начинают ставить нам «минус», а тем, кто был в прошлом – «плюс». И это начинает будоражить людей, и захватывает не только тех, кто перешёл откуда-то, но и тех, кто является плодом, результатом труда нашей общины — людей, приведённых из мира.

Разница в вероучении. Когда человек был научен по-другому, из всего, что он слышал и запомнил (в т.ч. что-то неправильное), и это ему лично сильно нравится, то, когда он слышит противоположные вещи, он может возмущаться. Люди, не способные объяснить суть своих возражений — не опасны (кроме того, что они много говорят и этим мешают). Но если у человека есть способность объяснить свою позицию, четко изложить свои аргументы — такие люди могут быть опасны. Они настаивают на том, что в этой общине, вот по этому вопросу – что-то не так, а надо – чтобы вот так. И так как это, как правило, делается «на ухо», по телефону, или «за глаза» руководителей, то это может привести к проблемам.

Перешедшие к нам люди имеют склонность постоянно переходить, увлекая за собой людей, которых мы привели из мира. Этот «ветер странствий», лжеромантизм, мол, в жизни надо попробовать всё, тоже могут сказаться отрицательно (часто так и бывает) на атмосфере в общине и ее деятельности.

Неправильная позиция пастора

Это – еще одна из причин возникновения кризиса, проблем, конфликтов в общине. Некоторые люди верят, что пастор не может стать причиной кризиса, и из-за него не может быть конфликтов в общине. Но жизнь показывает, что, к сожалению, это может произойти, нам нужно быть честными в этом вопросе. Пастор-царь, пастор, находящийся на недосягаемом для паствы уровне – это серьезная проблема.

Пастор, который «разрывается» между разными группами влияния. Что происходит в таком случае? Вместо того, чтобы занять позицию над ситуацией, пастор склоняется поддерживать какую-то одну группу, становится на сторону одной группы против другой. В таком случае община обречена на раскол. И как лебедь, рак и щука в басне Крылова, община не двинется с места, будет стоять.

Лицеприятие пастора, фаворитизм. Если пастор поддерживает какого-то одного человека, уделяет много внимания одному человеку (или нескольким людям), упуская других; если ему кто-то просто мил (чисто по-человечески) и по этой причине он этому человеку прощает то, чего нельзя прощать, а в виде компенсации – он чрезмерно строг к другим (которым что-то можно было бы и простить), то тоже будут проблемы. Потому что люди в общине (и со стороны тоже), видя это, видя, что пастор лицеприятен, они, скажем так, будут меньше уважать пастора. Т.е. – тоже будут проблемы.

Ошибки пастора в понимании своей власти

Чрезмерная осторожность. Служение – это динамичный процесс. Есть принципы, которые неизменны, а есть методы, которые меняются со временем. 20 лет назад никто не знал об интернете и о том, что его можно использовать. И те пастора, которые до сих пор считают, что его не нужно использовать, считают, что это — «проделки Фикса», настраивают свой коллектив против себя. Еще один важный момент. Пастор знает, понимает, что общине необходимо предпринять дальнейшие шаги, начать внедрять что-то новое, но пастор настолько боится перекосов, кренов, что тянет с этим, и затягивает настолько, что ситуация выходит из-под контроля и становится остро критической. Застойные явления происходят по этой причине также.

Спонтанность в принятии решений. Человек слышит о какой-то идее, которая хорошо воспринимается на слух, и это для него — чуть ли не откровение: «Ух! Точно! Вот оно!» И не изучив, не проверив, не проработав эту идею, человек сразу же пытается ее внедрять. Причем, где надо и где не надо. Из-за таких «резких движений» в общине тоже могут быть проблемы и конфликты.

Самоуверенность. Мы говорим об ошибках пастора в понимании своей власти. Бывает, что человеку сложно подойди критически к себе, он вообще не сомневается никогда в том, что он всё делает правильно. Из этого вытекают последующие ошибки.

Желание иметь имидж безупречного (безошибочного) руководителя. Пастор выстраивает мнение о себе, как о человеке, который никогда не может ошибаться, что все сказанное им — слова от Бога. При этом, даже если какие-то вещи меняются на противоположные, с его точки зрения это всё равно были не его ошибки, а ошибки людей других. На определенном этапе на человека, занимающего такую позицию, другие будут смотреть так же, но с течением времени, когда люди начинают задумываться о плодах, читают Библию и сверяют все по ней (!), у них начнут возникать вопросы, а затем – и конфликты. То есть, человек, претендующий выглядеть во всем безупречно, как поступающий всегда безошибочно, находится в опасном состоянии – в опасном не только для себя, но и для того коллектива, который доверил ему Господь.

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

один × четыре =