Главная / Практический опыт / КОНФЛИКТОЛОГИЯ (часть 2)

КОНФЛИКТОЛОГИЯ (часть 2)

Неправильное учение

Мы говорим о том, что волнует пастора сегодня, с чем мы уже сталкивались. Учение об обогащении. Оно так приятно, так хорошо для ветхой души, так ей нравится, что, придя к Богу, непременно сразу станешь богаче. В любом случае станешь богатым — всё богаче и богаче. Конечно же, людям это нравится, и мы знаем (мы уже знаем!!), что на каком-то этапе это может иметь псевдоевангелизационный эффект. Но если это учение подается таким образом, будут проблемы.

Неправильное учение иногда связано с тем, что пастор желает иметь свой бизнес, и в этот бизнес, как рабочих, или как поставщиков предложений, хочет вовлечь людей из своей общины. Почему? Они ему доверяют в бо̀льшей степени, чем люди с улицы. Но рано или поздно, как наша украинская жизнь показала, это приведёт к проблемам.

     Проявления законничества могут быть не только в еврейских общинах, но и в церквах (в них бывают какие-то свои, «самопридуманные» законы). Но остановимся на проблемах возможного законничества в мессианских общинах. В ЕМО оно напрямую связано с увлечением ортодоксальным иудаизмом. Рождаются «собирательные» учения, где одна часть – из одного учения, другая – из другого, это – нужно сделать обязательно, а это – нет. Такой подход – опасен! В Украине были случаи, когда хорошо начавшиеся еврейские общины «сползли» в законничество и потеряли где-то до 85% своих членов.

Грисенко Борис Саулович. В Украине, даже среди мессианских общин, насколько нам известно (а нам известна довольно в большой степени статистика), это никогда не было серьёзной проблемой. Это серьёзная проблема, в основном, в Америке, в Германии, в Израиле, в некоторых странах Европы (и только среди явного меньшинства общин). В Украине, по большому счёту, общин, в которых стало проблемой именно законничество, очень немного. И все они — очень маленькие, не растущие изначально. Т.е. мессианские общины, о которых говорит Михаил, которые потеряли бо̀льшую часть своего состава, они потеряли, я бы сказал, не из-за законничества, а из-за других ошибок пастора; в частности, некоторых перечисленных ранее.

В то же время проблема законничества – это серьёзная проблема. Мы прекрасно понимаем, что законничество для верующих сейчас не является, в большинстве случаев, иудейской проблемой. Законничество является церковной проблемой. Мы знаем очень много вариантов церковного законничества — в зависимости от деноминаций. Некоторые считали, что харизматические церкви свободны от законничества. На самом деле, это не так. В любых деноминациях, в любых направлениях может присутствовать своё законничество.

Без определённых правил, без определённых направляющих община, церковь, объединение общин, церквей не может двигаться вперёд, развиваться, возрастать. Но должно быть совершенно ясное понимание того, что эти правила –  не заповеди Божьи. Эти правила могут существовать для определённых целей на данном этапе развития общины, церкви, деноминации, объединения и так далее. Должно быть ясное разграничение между нашими правилами, которые полезны для нас, или на данном этапе – для нашего развития.

Как только наши правила, наши традиции становятся на уровень Божьих заповедей – это уже законничество в чистом виде. Если люди, обвиняющие других людей в том, что те нарушают какие-то правила или установления одной церкви, одной общины, объединения, деноминации, говорят, что это все – грех, то становится понятно, что там, в определённой степени, давлеет законничество. И это — очень удобный инструмент в подчинении людей и очень удобный инструмент в отделении людей от других людей.

Пример законничества в одной церкви

Я помню, как началась одна церковь в Киеве. Она вышла, если можно так выразиться, из  харизматической баптисткой церкви. Пастор вышел из этой баптистской церкви с группой людей, и для того, чтобы этих людей отделить от всех – и от баптистов, и от харизматов, ввёл следующее правило: сёстры, которые пели, должны быть в больших косынках. Это отделение такое: чтобы к баптистам не ходить – одежда не баптистская (это было в начале 90-х годов), харизматическая, а чтобы к харизматам не идти – косынки. Но я помню эту ситуацию: сцена, девушки в обтягивающих джинсах, чуть ли не с декольте, и … в больших косынках, и… с определенными телодвижениями.

Потом пастору показалось, что он еще недостаточно отделил от баптистов и харизматов. И он ввёл ещё одно правило: в день служения никто не имеет права смотреться в зеркало, и там занавешивали зеркала, как в доме свежего покойника по славянским православным традициям. И, естественно, такого правила не соблюдал никто, кроме них. И все очень гордились, что ни одной деноминации нет такой святой, как они, потому что все смотрятся в зеркала. Потом этого пастора «унесло», я  даже не знаю, где он, да и церкви той давно нет. Вот такой, полуанекдотический пример, но он характерный.

Если мы хотим жёстко подчинить людей, если мы хотим отделить их от других людей, нам надо создать свою систему законов. Тогда наши люди, если попадут куда-то, то увидят, что там эти законы не исполняются, и они поймут: «Это не кошерно, это не свято!» И они будут чувствовать себя очень духовно гордыми, более святыми, чем те, кто этого не соблюдают.

Учения, где много времени уделяется критике других церквей

   Самсонов Михаил. Недавно, когда мы были в Семинарии, один парень поставил кассету, и я начал слушать проповедь вместе с ним. Это было учение о дарах Духа Святого, Запись длилась час, из которого 45 минут было уделено критике тех, кто в Духе Святом не движется. В оставшиеся 15 минут проповедник очень бегло «пробежался» по дарам, и, наверное, работу свою посчитал выполненной. На меня такой «мрачняк» сошёл во время этого «прослушивания»!

Если критикой других начинает болеть вся община, то «откритиковав» всех, люди начинают критиковать друг друга. Но даже если бы они не критиковали друг друга, можно ли подобную атмосферу назвать здоровой и способной кого-то привлечь любовью Божьей?

Несоответствие власти и ответственности

Здесь — два аспекта. Первый — чрезмерное влияние на ход служения со стороны людей, не несущих ответственности; или несущих несоразмерную ответственность (т.е. ответственность — маленькая, а влияние — большое). Так чаще бывает. Хотя бывает и в самом крайнем виде — когда ответственности вообще никакой, а влияние очень большое.

Второй аспект — ответственность без необходимого уровня власти. Это происходит, когда на людях лежит большая ответственность, множество обязанностей, но при этом практически они не обеспечены никакими правами и обязаны даже по самому мелкому вопросу обращаться за разрешением к пастору или к старшему служителю. Такая крайность приводит к «перегреву» этого служителя, и это, в общем-то, заканчивается проблемой, кризисом.

Отсутствие виденья де-юре и де-факто

Община обречена на проблему, если она не знает, куда она идёт, на каком она находится этапе, что ей нужно делать сегодня, через месяц и т.д., исходя из понимания, где она есть. То есть, если у общины нет ведения де-факто, она обречена на проблему. И, конечно же, она обречена на проблему, если у неё нет ведения де-юре. То есть если она вообще не знает, зачем она существует. Плохо, когда это прописано в девизах, а по факту люди не знают, что им делать для достижения этих целей, выписанных где-то в статусах, на сайтах (если сайты есть). Но когда и этого нет – это ещё хуже.

Вот кратко о причинах возникающих проблем.

Далее (по желанию участников) более подробно были рассмотрены проблемы, изложенные в третьем блоке.

Ошибки пастора в понимании своей власти

Грисенко Борис Саулович. Чрезмерная осторожность. Начну с примера. Пастор видит проблему, понимает ее серьёзность, у него есть три варианта её решения, но он не знает, какой из них выбрать. Он мучительно пытается сделать выбор между этими тремя вариантами, колеблется, спрашивает Духа Святого, ждёт откровений, подтверждений на откровения или опровержение на подтверждения, советуется-советуется-советуется-советуется-советуется…

Утром у него ясное твёрдое намерение: «Всё! Поступаем вот так! Решаем эту проблему вот так!» К вечеру у него уже другое настроение, и он чувствует: «Как бы нам не поторопиться?!»

Это длится, это продолжается, люди изнывают, помощники в растерянности. Все понимают, что есть проблема и её надо решать, но пастор не получил откровения – как? Если помощники пастора или другие лидеры общины пытаются ускорить процесс, пастор смотрит на них укоризненно: «Вы хотите бежать впереди Бога?!»

Вдов Андрей (раввин ЕМО, г.Санкт-Петербург). Пастор может получить откровение, даже получить понимание, как это исполнять, но другие в этом не движутся. И он осторожничает, боится, чтобы не выделяться, и он думает: «Пока никто не двинется – и я тоже не начну!»

Грисенко Борис Саулович. То есть, пастор знает, что надо делать,  знает, как надо делать, но ситуация в общине (или в его разуме) складывается таким образом, что даже зная, что и как делать, он боится это делать, пока он не увидит массовой поддержки.

Есть вещи, которые касаются всей жизни общины, перемены в подходе, как сейчас принято говорить, парадигмы. И если это касается всего целостного, например, подхода к жизни и служению общины, то тут действительно, если только один пастор понимает и знает, что и как делать, а все остальные его не поддерживают, он не может этот маховик развернуть, и сам действовать. Ему нужно постепенно доводить это до всё большего количества, в первую очередь, служителей общины, чтобы у них взгляд менялся, и чтобы это правильное решение становилось их решением. Здесь просто на одном пасторе «не уедешь».

Но бывают другие вопросы, и в этих вопросах достаточно ясного, конкретного понимания пастора, и даже если явное большинство его не поддерживает, он просто обязан идти вперёд. Бывают ситуации, когда в стратегических вопросах, если большинство не поддерживает пастора, пастор обязан идти вперёд! И здесь всегда есть риск!

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

пять × 4 =