Главная / Праздники / Нужно ли христианам праздновать еврейскую Хануку?
Нужно ли христианам праздновать еврейскую Хануку?

Нужно ли христианам праздновать еврейскую Хануку?

С вечера 12 декабря 2017 года евреи начинают праздновать Хануку. С историей этого праздника мы уже знакомили читателей нашего сайта. Более подробно о событиях тех далеких дней можно прочесть в книгах Маккавеев. Интересные материалы об этом празднике, раскрывающие его разные аспекты,  можно найти на сайте КЕМО. Но сегодня хочется размыслить о том…

На первый взгляд Ханука является исключительно еврейским праздником, связанным с историей этого народа. Тора и другие книги ТАНАХа не говорят ничего о празднике Хануки, в связи с тем, что Ханука не является моэдом, днем священного собрания, то есть храмовым праздником, согласно заповедям, записанным в книге Левит 23-й главе. История возникновения праздника уходит своими корнями в начало II века до н.э., когда все книги ТаНаХа уже были завершены. Прочесть об истории, предшествующей этому празднику,  можно только в книгах Маккавеев, которые не является частью Ветхозаветного еврейского канона.

В апокрифе 1Макк.4:52-58 об учреждении этого праздника сказано следующее:

  1. В двадцать пятый день девятого месяца – это месяц Хаслев (Кислев) – сто сорок восьмого года, встали весьма рано
  2.   и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжения.
  3.  В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цимбалами, гуслями и кимвалами.
  4. И весь народ падал на лице свое, и молились, и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им.
  5. Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы.
  6. И украсили переднюю сторону Храма золотыми венцами и щитами, и возобновили ворота и хранилища, и сделали для них двери.
  7. И была весьма великая радость в народе, и отвращено было поношение язычников.

Традицию праздновать Хануку 8 дней объясняет 2 Книга Маккавейская, связывая восстановление Маккавеями Храма и жертвоприношения в нем с восстановлением принадлежности еврейского народа своему Творцу и Божьего присутствия среди Своего народа и проводя параллели празднованию праздника Сукот и строительству Храма Соломона и его освящению:

«И провели они в веселье восемь дней по подобию праздника Кущей, воспоминая, как незадолго перед тем временем они проводили праздник Кущей, подобно зверям в горах и пещерах» (2Макк.10:6). «Точно так и Соломон торжествовал восемь дней» (2Макк.2:12).

Какое отношение эта древняя еврейская история имеет к сегодняшним христианам?

Несмотря на тот факт, что Ханука не была паломническим днем и даже не имела отношения ни к какому храмовому празднику, упоминаемому в книге Левит, 23-й главе, Йешуа (Иисус Христос),  приходил в Храм на праздник Ханука, праздник обновления.  Этот факт описан в 10 главе Евангелия от Иоанна: «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом» (Иоанна 10:22-23). Йешуа ходил в притворе Соломоновом, чтобы показать евреям: «Я – тот свет, который вы празднуете сейчас, о котором говорили пророки: «Восстань, светись, ибо пришёл Твой свет» (Исайя 60:3). Я принёс вам то обновление, которое вы празднуете сейчас».

Очевидно, что в жизни Йешуа Ханука играла важную роль, а то, что важно для Него, важно и для нас, потому что «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18).

История, записанная в Б’рит Хадаша (Новом Завете), говорит о праздновании Хануки Мессией, знавшего истинное значение этого праздника.  Йешуа знал, что Бог Отец послал Его освободить людей от их врага — сатаны и греха, как некогда Иуда Маккавей освободил народ Израильский от Антиоха.

По причине греха все люди отделены от Святого Бога и порабощены духовной темнотой. Все нуждаются в очищении. Йешуа сказал: «Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Иоан. 12:46). Он исполнил это дословно. Ханука предвозвещала приход Мессии и духовное чудо. «Опять говорил Йешуа к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан. 8:12).

Ханука, как впрочем и каждый праздник, упомянутый в Библии, не просто напоминает нам о великих исторических событиях, а несет нам живое послание о том, как Всевышний Бог хочет изменить наши жизни к лучшему, наполнить нас Своим светом и любовью, миром и радостью! Тогда мы, в свою очередь, становимся божьими светильниками, несущими Его огонь и свет в этот мир!

Некоторые верующие отождествляют Хануку с Рождеством, называют её еврейским Рождеством. Но это – не так (хотя бы потому, что евреи празднуют Хануку, начиная со 164 г. до н.э.). В христианстве существует парадокс: рождественская (или новогодняя) елка христианам ближе,  чем менора, являющаяся по сути одним из основных символов Храма и ТаНаХа.

Понимая, суть этого еврейского праздника, суть того, что празднуют евреи всего мира в течение 8-ми ханукальных дней, христиане смогут лучше понять евреев. Обращение к корням, исследование традиций и отделение пласта язычества (а именно этим и является, в том числе привычная нам с детства нарядная елка) несомненно, принесут благословение тем, кто захочет углубиться в суть Хануки.

Слово «Ханука» образовано от слова «лахинот», которое переводится с иврита, как «освящать» или «обновлять». Все христиане, рожденные свыше, является храмом Божьим и каждый должен заботиться об очищении, освящении и обновлении своего храма, освобождаясь от идолов, чтобы на престоле его сердца был Бог. И хорошо бы поразмышлять о паралелли между Ханукой и нашим временем постепенной новой глобальной «эллинизации».

А еще есть смысл размыслить о сокрытом пророческом значении этого «праздника обновления» (в том, что оно есть, убеждены мессианские верующие). Иуда Маккавей и его великая победа над Антиохом IV является иллюстрацией прихода Мессии, который должен победить Божьих врагов — сатану, грех и духовную темноту. Моше Пeрльман, известный историк понимал важность победы Маккавеев таким образом: «…если бы это произошло (поражение восстания Маккавеев), Антиох возможно мог уничтожить еврейскую религию в Иудее, и тогда, двести лет спустя, не произошло бы драматического распятия одного еврея в Иерусалиме» (Моше Перльман, Маккавеи, стр. 75). То есть, возможно, что без Хануки, не родился бы Мессия, приход которого предсказали пророки Танаха!

Еврейская Ханука и мировое искусство

Об этом можно было бы написать целую статью. Мы ограничимся лишь некоторыми фактами. Война еврейского народа за свою свободу и независимость под предводительст­вом Хасмонеев служила на протяжении веков источником вдохновения для целого ряда людей искусства, евреев и неевреев. Известный американский писатель Го­вард Фаст дает в своей книге «Мои прославленные братья» впечатляющее описа­ние героической борьбы Маккавеев. Немецкий композитор Георг Фридрих Гендель, один из крупнейших мастеров эпохи барокко, создал ораторию «Иуда Маккавей», которая считается одним из лучших его произведений. Оратория эта была заказана у композитора принцем Уэльским в честь герцога Камберлендского.

История Юдит (Юдифи), описанная в книге Маккавеев, вдохновляла многих великих европейских художников, особенно в эпоху Ренессанса. В историю мирового изобразительного искусства вошли произведения Джорджоне, Тициана, Караваджо, Лукаса Кранаха (Старшего).

Скульптора Бориса Шаца «Матитьягу Хашмонай» была выставлена на Всемирной выставке в Париже и была отмечена Золотой Медалью, а его коллекция старых ханукиёт стала основой экспозиции ханукальных светильников в Иерусалимском музее Израиля.

Ханукии есть самые разные. Например, такие…

Тот, Кто пришел свыше и стал Слугой для всех, зажигает в нас настоящий Божий огонь вечной жизни!

Меняется мир вокруг… Многое меняется (мы уже не празднуем 1 Мая, годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и др. советские праздники), но каждую Хануку на протяжении многих веков евреи зажигают ханукию, которая многими евреями ставится на окно, чтобы её свет светил не только живущим в доме, но и людям вокруг. Смысл ханукальных действий понятен: от Того, Кто пришел свыше, а значит от Бога, и стал Слугой для всех, зажигается в нас настоящий Божий огонь вечной жизни!

Наша вера не может быть спрятана внутри сердца, чтобы никто ее не видел и не слышал. Невозможно прятать свет веры внутри себя или своей общины, замыкаясь в общении друг с другом, отворачиваясь от мира и даже не желая знать, что в нем происходит, страшась быть оскверненными. Свет Божий в сердце человека сильнее тьмы этого мира. Призвание света – разогнать тьму, осветить путь, сделать ясными мысли и поступки, чтобы всё большему числу людей, как свет меноры в дни Хануки, светила вера в Единого Бога.

В дни Хануки евреи говорят: «Нес гадоль хая шам» («чудо великое было там»). Имеется в виду чудо победы маленькой партизанской армии Маккавеев над профессиональными сирийскими войсками. И хочется верить, что главные чудеса для всех нас — ещё впереди, новые победы, подобные победе Маккавеев – впереди, чего мы всем искренне желаем!

Барух Ата Адонай элоhейну мелех hа-олам, ашер кидшану бэ-Йешуа hа-Машиах ор hа-олам. Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка Вселенной, осветивший нас в Йешуа Мессии светом Мира.

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

7 − один =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.