Главная / Практический опыт / О пасторской вере (часть 1)

О пасторской вере (часть 1)

О вере пастора в разных сферах жизни и служения

Раввин Борис Грисенко: Сегодня, друзья, мы поговорим о пасторской вере, о вере пастора в разных сферах жизни и служения.

Сейчас такое интересное время, когда от веры пастора зависит, как община, церковь воспользуется той ситуацией, которую Бог создаёт вокруг нас, особенно, если мы говорим о территории бывшего Союза, но не только. Потому что пресловутый кризис, рецессия и прочее создают хорошие предпосылки для общин, для церквей — ответить на запрос людей, людей, которые разочарованы в своих мечтах разбогатеть, добиться всего за счёт экономического бума, стать суперголовой, а всех направить в хвост и так далее, невероятно подняться на процентах каких-то, что-нибудь такое заложить и за счёт этого потом безбедно существовать сорок лет и так далее. Можно перечислять дальше эти мечты, которые охватывали массы трудящихся (и почти трудящихся), и те мечты, которые начали массово блекнуть, когда пришёл кризис.

Если вы посмотрите статистику и ознакомитесь  с разными исследованиями, то увидите, что, например, в Украине с 2008 года идёт постоянный рост интереса к духовным вопросам. Именно, когда начался кризис, с этого времени идёт постоянный рост интереса к духовным вопросам. И, конечно, для части людей этот рост привёл их к колдунам, бабкам, прорицательницам, разным оккультным деятелям. Для другой же части людей – он их привёл в ту церковь, про которую они только и знали, что это церковь. Например, на нашей территории это, в основном, православная церковь, в западной части – это больше католическая, грекокатолическая, если мы говорим об Украине. Но, на самом деле, часть людей ищут менее традиционных, и в то же время Божьих ответов на свои вопросы и выхода из своего разочарования.

Что интересно? По статистике (можете посмотреть, например, на сайте «Религия в Украине»), наблюдается не только общий рост количества христианских общин, но, как ни странно, вырос также процент протестантских общин, протестантских церквей в Украине, по-моему, с 26-ти с чем-то до 32-х процентов (с конца 2008 года). То есть, даже в этом отношении мы можем определиться – во что пастора верят, во что служители верят, во что лидеры верят.

Какой выбор мы можем сделать? Можно верить в то, что люди, в основном, будут идти в православную церковь, и мы не сможем по-настоящему предложить им то, что они ищут (а ищут они традиционных ответов). Или можно сосредоточиться на том, что люди начали искать в области быстрых ответов колдовства, оккультизма и тому подобное. Но можно обратить внимание на другую часть статистики, и у нас есть все основания верить в то, что мы можем предложить людям тот ответ, который им предлагает Бог. У нас есть на это все основания! Есть все основания твёрдо верить в то, что предлагая Божий ответ на вопросы людей и на запросы людей, мы сможем привлечь в Божье Царство намного больше людей, чем удавалось в предыдущие годы. Это вполне правильный, даже объективный выбор веры. Я думаю, что тут даже особого напряжения веры не нужно. Но это пример.

Когда мы смотрим одну и ту же статистику, что мы в ней выбираем? Мы выбираем отрицательную для нас часть или конкретную позитивную? Но бывают ситуации, где всё выглядит хуже, где вроде бы в объективной информации нет той позитивной зацепки, на которой мы можем построить нашу веру. Вот здесь пасторская вера, вера пастора должна проявляться по-настоящему.

Потому что если мы, как пастора, раввины, епископы и так далее, не будем верить в то, что Бог ведёт нас, ведёт наши общины; не будем верить в то, что при любых обстоятельствах Бог даёт нам исполнить Его поручение.. Если мы не будем верить в то, что Он действует не только непосредственно через нас, но и действует через наших помощников, через всех служителей наших общин, через всех людей, которые только пришли, через людей, которые только на подходе…Если мы не будем верить в то, что Он действует и во внешней среде, подготавливая почву для того, чтобы та благодать, которую Он дал нам, не напрасно пролилась… Если мы в это не будем верить, то как в это будут верить люди, которых мы ведем? Поэтому очень важно, конечно, пастору, как написано «проверять, в вере ли мы».

Два противоположных подхода к пасторству

Но, как ни странно, за последние 16 лет я убедился, что пастора – это не сверхчеловеки, по крайней мере, я. Я пришёл к этому выводу, исследуя себя с точки зрения некоторых иллюзий. Я убедился, что я – не сверхчеловек, я – обычный человек. Поэтому, опять-таки, как на это посмотреть?

С одной стороны, я могу посмотреть на то, что я – обычный человек, которого Бог поставил на эту позицию, и поэтому Бог дал этому обычному человеку, Боре, веру и способность её реализовывать в избытке (в избытке!) по сравнению с теми заданиями, которые мне Бог дал. Вот, я обычный человек, но Бог дал мне необычную благодать и необычный Святой Дух изнутри меня, обычного человека, делать необычное – то, что угодно Богу и за что – слава Ему, и за что я не могу присвоить себе Его заслуги. В то же время, я смотрю, и опять-таки я оцениваю эту ситуацию, и  понимаю, что если я, обычный человек, с нормальными недостатками, и Бог меня взял и поставил на это место, и Бог дал мне веру, которой у меня не было раньше, и дал мне определённую силу Святого Духа, не свойственную мне, и так далее, и многое другое, то, конечно же, Бог дал таких же обычных, нормальных людей нам в Общину, и в них Он также вложил сверхъестественную веру, и им также дал необычную благодать, и их также призвал в необычное служение для того, чтобы мы все вместе, обычные люди, совершили необычное реальное сверхъестественное Божье дело. И мне легче верить в отношении обычных нормальных людей, с их обычными нормальными недостатками и слабостями, если я знаю, что Бог взял меня, обычного, и ведёт необычным путём. Это один подход.

Другой подход. Я начинаю думать: «Господи! Ну, кто такой я? (правильный подход, действительно – кто я такой?). Ты же знаешь мои недостатки лучше, чем знаю их я. Я знаю часть моих недостатков, Ты знаешь все. Господи! Это, конечно, хорошо, что Ты мне это дал. Но, может быть, здесь какая-то ошибка? Может быть, я накрутил себя, что Ты мне это поручил? Может быть, Ты меня не ставил? Может быть, Ты мне это не давал? Может быть, может быть, может быть… потому что я ж такой обычный человек». Я включаю телевизор, смотрю и думаю о проповедующем: «Ну, это просто огонь… ну, это же вообще… да это же просто шаровая молния! А другой – спокойный, но какой интеллект, какая вербализация, какая гомогенизация – это вообще! Как я могу конкурировать с таким проповедником?!». Или я читаю книгу и мои мысли: «Боже мой! Какое вѝдение, как всё раскладывается! Да я никогда в жизни, если даже перенапрягусь так, что потом у меня будут неприятности с желудком, я не смогу так структурировать всё это… Как? Ну, как же я? Ну что же Ты? Боже, почему? Зачем? Оно мне надо? Господи, лучше я пойду в бизнес».

Как в рассказе Шалом Алейхема «Школа». Там повествование идет от лица папы одного еврейского мальчика, которого папа хотел устроить в русскую гимназию, а там — процентная норма была для евреев до революции, и у него ничего не получалось. Сын говорил только на идише,  над ним издевались… Папа нанял репетиторов, подготовил его по русскому языку, и сын всё сдал на пятёрки. И…всё равно не попал в процент, потому что там за других заплатили. И папа рассказывает про один экзамен, когда сын ответил всё на пятёрки. Сидит приемная комиссия, смотрит на него, и один из комиссии говорит: «Мойша, ну зачем тебе эта гимназия? Не лучше ли тебе стать мясником?».

Иногда приходят мысли: «Зачем? Ты же… ну, кто ты? А помнишь, вчера, как ты не выдержал и вместо любви ты на этого человека вызверился? А помнишь, сегодня утром, с каким ты настроением встал? Да какой ты герой? Ты – духовное «чмо» просто. На что ты надеешься вообще? А люди, которые тебя окружают?…»

  • Один вариант: «…Это же вообще! Если ты такой – они еще хуже. На что вы надеетесь? Разница только в той группе инвалидности, которая у вас. У тебя первая или у тебя вторая, а у большинства из них – первая… И вы там что-то говорите: «Божье исцеление» или «Прорыв! Прорыв!»
  • Второй вариант: «…Если ты такой, то тебе нужны не помощники, а орлы. Тебе нужна стая беркутов, грифонов. Ты, по сути своей, воробей. Об этом никто кроме тебя и Бога, и сатаны не знает, но ты же знаешь это точно. Тебе нужны такие, которые будут покрывать тебя размахом своих крыльев – альбатросы. Ну, посмотри, даже если эти альбатросы будут поднимать тебя на своих крыльях, потом, когда поднимут, они также легко тебя сбросят».

Что делать? Есть такое мнение, я слышал не раз от некоторых пастырей: «Два соловья на одной ветке не поют». Это – страх перед тем, что в твоей команде окажется человек, более сильный, чем ты; страх перед тем, что в твоей команде окажется служитель с бо̀льшими дарами, чем у тебя. И что надо делать? Надо его куда-то выпихнуть, в миссионерское плавание, например.

Различные взгляды пастора на одну ситуацию

С одной стороны, я могу выбрать смотреть на себя, как на человека с недостатками, человека обычного, но видеть в этом преимущества разного рода – преимущество моей зависимости от благодати; преимущество необходимости постоянно доверять Богу; преимущество того, что я буду смиряться, даже видя явные успехи; преимущество того, что мне легче будет переводить взгляд людей на Бога с себя. Я могу видеть преимущества того, что мне гораздо легче будет верить в моих помощников, видя их слабости и недостатки, их обычность. Я могу радоваться тому, что я — обычный человек, и не по моим достоинствам, не по моим суперталантам естественным, не по моей крутости, а просто по милости Божьей, избран для необычного Божьего дела. И я могу также поднимать и воспитывать других, чтобы они радовались тому, что их, обычных, Бог призвал в Свою славу и призвал совершить славные дела Божьи.

С другой стороны, я могу на это же смотреть со стороны разочарования, уныния, обиды, страха и так далее. На каждую ситуацию, в которой мы находимся, каждую ситуацию, в которой находится пастор, мы можем выбирать – как на неё смотреть. И взгляд Божьей веры, библейской веры, в первую очередь, новозаветной веры (но не только, а полнобиблейской веры) возможен в любой ситуации.

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

2 × два =