Пурим

Свитки

13-14-го адара по еврейскому календарю (20-21 марта 2011 года) мы празднуем праздник Пурим, название которого происходит от слова «пур», что значит жребий.

Что же произошло с отцами нашими в эти дни, в то далекое время?

События, в честь которых мы празднуем праздник Пурим, один из самых веселых праздников, были совсем не веселыми и действительно имели место во время правления персидского царя Артаксеркса, известного как Ксеркс 1, правившего с 486 по 465 гг. до н.э. В те времена еврейский народ находился в пленении и был рассеян на огромной территории персидской империи, распространявшейся от Индии до Эфиопии, и охватывавшей 127 областей. Евреи оказались там из-за того, что стали жить так, как будто бы Бога нет. С годами они так ничего и не поняли и еще больше преуспели в своем стремлении слиться с персами и отдалиться от своего Единого Бога, Творца, который создал их для общения с Собой.

Повествование книги Есфирь или свитка Эстэр  (мегелат Эстер, ивр.), в которой изображаются эти события, начинается с описания того, как Артаксеркс лишает царственного достоинства свою супругу царицу Астинь (Вашти), которая отказалась предстать пред царем и его гостями во время одного из пиршеств. Артаксеркс ищет новую царицу, и среди многочисленных претенденток удостаивает внимания еврейскую девушку – сироту Есфирь, которая выросла в доме двоюродного брата Мардохея. Так Есфирь становится царицей.

После этих событий царь назначает своим первым советником лютого врага всех евреев Амана, род которого, согласно еврейскому преданию, происходит от Амалика, исторического врага Израиля. Амалик – дитя прелюбодеяния и кровесмешения: он был сыном Элифаза, первенца Исава (брат Иакова) и рабыни его отца – Фамны. Родителями Фамны были Елифаз и жена царя Сеира. (Быт.36 гл.) Аман – потомок царя Амаликитян Агага, то есть, он потомок Амалика, о котором Бог сказал Своему народу, что Он «…совершенно изгладит память Амаликитян из поднебесной» (Исх. 17:14). Но царь Израиля Саул, которому Господь поручил выполнить эту миссию, ослушался Бога и Его пророка Самуила и не уничтожил всех амаликитян и их скот, как повелел ему Господь. Саул пощадил Агага, проявив милость не от Бога. Он заменил Божественное понимание добра своим, решив, что может быть милосерднее, чем Всевышний. На следующий день Самуил собственноручно убил Агага, выполнив волю Бога, но с промедлением – в эту ночь Агаг успел зачать своего наследника. Так, согласно древним еврейским комментариям, через непослушание Саула продлился род Амалика. (1Цар. 15-я гл.).

Амалик – это воплощение абсолютного зла, сатаны, жаждущего истребления Божьего народа. Цель его жизни – уничтожение евреев. Аман – тоже воплощение сатанинских сил. История вражды Амалика с Израилем – это история антисемитизма, который жив и до нашего времени. Разные народы привыкли обвинять народ Израиля, евреев в любых своих неприятностях и неудачах.

Аману было было мало сделать больно одному Мардохею (Есф.3:6), его ненависть переносится на весь народ. Это — одна из особенностей антисемитизма. И далее в тексте царского указа (Есф.3:13-14) есть место, которое указывает на одну из причин возникновения антисемитизма (злоба, ненависть, часто неосознанные и необъяснимые, равнодушие к еврейскому народу): «список с указа отдать в каждую область, как закон, объявляемый для всех народов, чтобы они были готовы к тому дню». Зависть и ненависть из-за благословений, которыми Бог благословляет Свой народ, была настолько велика среди соседей евреев в персидской империи, что не было необходимости посылать войска для исполнения царского указа.

Перед Аманом в страхе и почтении склоняет голову каждый житель города, кроме еврея Мардохея. Все вокруг недоумевали и удивлялись безрассудству последнего, «…ибо он сообщил им, что он Иудеянин». Есф.3:4 (Иудей, иегудим. на иврите ,что означает поклонник Единого Бога).

Вне себя от гнева, Аман подговаривает царя издать указ об уничтожении самого, по его словам, непокорного народа в империи. Жребий, брошенный Аманом с целью определить день уничтожения евреев,, указал на 13 день месяца Адар.

Встревоженный Мардохей сообщает об указе Есфири и побуждает ее вступиться перед царем за свой народ: «Не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев.

Если ты промолчишь в это время , то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты достигла достоинства царского».Есф.4:13(2)-14.

Появление перед царем без особого приглашения, согласно закону, даже царице грозило смертью. Но Есфирь решается на это, предварительно попросив всех евреев в городе совершить трехдневный пост и молитву.

Артаксеркс благосклонно отнесся к неожиданному появлению Есфири в его палатах, благодаря чему Есфирь приглашает царя вместе с Аманом на пир.

Аман испытывает особое удовольствие от чести, оказанной ему царицей, не зная о ее еврейском происхождении. Озлобившись на Мардохея, он приказывает приготовить дерево, чтобы повесить Мардохея в назначенный день.

Есфирь приглашает царя с первым советником на пир и в следующий день. Накануне ночью царя мучает бессонница и он велит читать ему летописи. В одной из них узнает о подвиге Мардохея, раскрывшего заговор двух царских слуг, которые сговорились убить правителя. Мардохей не был за это вознагражден, и Артаксеркс возлагает на Амана обязанность оказать тому особые почести. Амана преследуют недобрые предчувствия.

На следующий день Артаксеркс и Аман  вновь приходят на пир к Есфири, и тут она открывает царю свою принадлежность к народу, который по наговору Амана обречен на

гибель. Царь в приступе гнева приказывает казнить Амана.

По просьбе Есфири Артаксеркс издает новый указ, разрешающий евреям в назначенный для расправы над ними день оказать сопротивление и отомстить своим врагам. Тринадцатого адара, в день определенный Аманом по жребию, евреи всей империи победили тысячи своих ненавистников, но, как написано, «к добыче не протянули  они руки свои». Есф.9:15.

На следующий день после победы евреи праздновали свое чудесное спасение. Мардохей стал первым советником царя, а Пурим стал праздником установленным во все роды в память о том, как Господь спас Свой народ от руки врагов.

Пурим – особый праздник среди упоминаемых в Библии праздников еврейского народа, его отмечают в атмосфере легкости и веселья. В этот день не принято сдерживать свою радость.

Нигде в Библии не говорится, что Бог заповедал праздновать Пурим, это постановление Есфири и еврейских мудрецов. В книге Есфирь так и сказано: «Постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех,присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год, и чтобы дни эти были памятны и празднуемы  во все роды, в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их». Есф.9:27

Традиции праздника Пурим

Во дни празднования Пурим большое значение уделяется чтению книги Есфирь. Слушать чтеца принято очень внимательно, не пропуская ни слова. Некоторые отрывки повторяются хором всеми слушающими. В местах, где упоминается имя Амана, дети создают шум топотом ног, возгласами или специальными праздничными трещетками. Этот обычай называется избиением Амана.

Праздничная трапеза богата разнообразными блюдами. Особенно популярны Озней Гаман, или Гоменташ (уши Амана), – треугольные пирожки с начинкой из варенья или мака. Традиционными для пуримного застолья  также являются большая хала и индейка.

Ортодоксальные евреи во время застолья не гнушаются излишним возлиянием спиртного, ибо в Талмуде говорится: «Человек обязан напиться в Пурим до такой степени, чтобы не смог отличить  слов «проклят Аман» от слов «благословен Мардохей».

В Пурим принято посылать в подарок друг другу разные кушанья, а также дарить бедным подарки. За столом поют песни и рассказывают смешные истории.

Присутствующие на празднике одевают маски или различные карнавальные костюмы (не обязательно библейских персонажей), но чаще всего встречаются «Мардохеи» и «царицы Есфири». В вечер праздника, как правило, самодеятельные артисты обыгрывают историю, описанную в книге Есфирь. Это театральное действо называется «Пурим шпиль».

В Израиле принято также устраивать в эти дни  настоящие карнавальные шествия на центральных улицах городов.

Уроки Пурима

События, описанные в книге Есфири, происходили в период истории Израиля, о котором мудрецы говорят: «Время, когда Господь сокрыл лицо от народа Своего».

«И Я сокрою лице Мое от него в тот день за все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам». Втор.31:18.

Оказавшись в Вавилонском плену в наказании за многочисленные прегрешения, евреи, в большинстве своем, не извлекли урока из случившегося. Многие из них откровенно стремились к ассимиляции среди других народов, поставив целью своего существования политическую стабильность и материальное благополучие. Поэтому, когда время Вавилонского плена закончилось, многие из них не пожелали вернуться в Эрец Исраэль.

Господь допустил описанные в книге Есфири события, чтобы напомнить Своему народу о заветах, заключенных с отцами, и мессианском предназначении Израиля:

«Ибо ты народ святый у Господа Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.» Втор. 7:6.

«А вы будете у Меня царством священников и народом святым». Исх. 19:6

«От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем вся племена земли». Быт 18:18.

«И произойдет отрасль от корня Иесеева, и ветвь произрастет от корня его». Ис. 11:1.

После обращения евреев к Господу в посте и молитве, Бог как бы незримой рукой спасает их от очередного «фараона», тем самым демонстрируя миру покровительство над Израилем, и предупреждает его врагов. Таким образом, Господь являет Свою верность  заветам и подтверждает истинность обетований Израилю.

Новозаветное значение праздника Пурим

«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Иоанн.10:10.

«А воля Отца, чтобы никто не погиб», Иоанн. 6:39.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего возлюбленного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную», Иоанн. 3:16.

События, описанные в книге Есфирь, для всех верующих являются прообразом чудесного спасения и дарования вечной жизни, которую мы обрели благодаря жертве Иешуа. Как для еврейского народа, так явилась милость Божья в мир, обреченный на гибель за свои грехи. Благодатию мы спасены, а сатана, прообразом которого ест Аман и который планировал для нас смерть и ад, сам обречен на вечную погибель.

«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом – благодатию вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился», Еф. 2:4-9.

А быть радостным в праздник Пурим для мессианского еврея не есть копирование религиозной традиции. Уверовавший в Иешуа Мессию исполняется реальными чувствованиями от Духа Божьего. О праздниках же, пришедших к нам из Ветхого Завета, сказано: «Это есть тень будущего, а тело во Христе», Кол.2:17.

В Иешуа наша радость, Он для нас Пурим каждый день нашей жизни.

Примером настоящего верующего для нас является образ Мардохея. Он оставался верующим, иегудим (поклонником) Единого Бога не только в доме или в синагоге (общине, церкви), но и на улицах враждебно настроенного города, не взирая на смертельную опасность.

«Вы – соль земли. Если соль потеряет силу, то чем сделать ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Мат. 5:13-16.

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

пять + 14 =