Главная / Праздники / Шавуот в контексте мессианской теологии. Борис Грисенко
Шавуот в контексте мессианской теологии. Борис Грисенко

Шавуот в контексте мессианской теологии. Борис Грисенко

Название праздника Шавуот происходит из предписаний Торы. Слово «шавуот» –это множественное число от слова «шавуа» – «неделя». Тора предписывает праздновать Шавуот спустя семь седмиц [т.е. 7 недель] после первого дня Песаха  (Втор.16:9). Еврейская традиция воспринимает Шавуот еще и как Праздник дарования Торы (одно из самых важных событий не только еврейской, но и мировой истории!) — в этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями. В синодальном переводе Нового Завета этот праздник называется Пятидесятница (Деян.2:1, Деян.20:16, 1Кор.16:8). Когда Йешуа после Своего воскресения вознесся к Отцу, Он пообещал ученикам: «Вы примите силу, когда сойдёт на вас Дух Святой» (Деян.1:8). И это чудо совершилось в Иерусалиме именно в день Пятидесятницы. Ученики были вместе, ожидая исполнения слов Господа, и неожиданно они получили крещение Духом Святым! В дни Моисея народ Божий получил в подарок Десятисловие, а в дни Йешуа мы получили еще один чудесный подарок – Его Дух. Вот такой замечательный праздник Шавуот.

Духовные аспекты праздника Шавуот

Мы начнем рассказ о празднике Шавуот с разбора аспекта, который обычно не разбирают христиане и не часто разбирают мессианские евреи. Перед первым Шавуотом Бог обещал Израилю, что Он сделает Израиль царством священников и народом святым (Исх.19:6). Но обратим внимание на 3-й стих: «Моисей взошёл к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря…». Здесь употреблен знаменитый древнееврейский оборот. Обычно, когда так говорилось, это значило, что каждое слово, сказанное Моисею (или другому пророку), должно быть  передано Израилю. А здесь ещё после этого говорится: «так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым…». То есть, важность того, что нужно было услышать всему народу, такая огромная, такая уникальная, такая ни с чем не сравнимая, что Бог «воззвал… говоря…» и сказал Моше  «так скажи … и возвести…».

    Что же такое важное Бог хотел сказать? Исх. 19:4: «вы видели, что Я сделал Египтянам…». А что Бог сделал египтянам? Поразил их десятью казнями и, в конце концов, утопил в Красном море войско фараона вместе с самим фараоном.

В чем здесь важность? Бог напоминает Израилю, что все, кто противятся Его воле, погибнут. Но до окончательной гибели Бог будет, как бы, увещевать их различными карами на земле, чтобы они вразумились. Как было с карами? Ни одна из казней (кроме последней) не была слишком долгой. Последняя тоже не была слишком долгой, и она была разовой (убиты все первенцы). Последняя кара и не могла быть слишком долгой. Другие могли длиться дольше, но Бог их Сам и останавливал. То есть, даже просьба злодея-фараона (как бы, его поверхностное покаяние) приводили к остановке той или иной казни.

Взаимосвязь первого и новозаветнего Шавуота

Исх.19:6: «а вы будете у Меня царством священников и народом святым». В Септуагинте это переведено — «царственным священством». Те еврейские слова, которые здесь употреблены, можно перевести: «царством священников», и в то же время «царственным священством». Понятие «святые», которое употреблено ко всем верующим Нового Завета, независимо от национальности (это величайший титул!), «царственное священство», «цари и священники», «царство священников» – это цитаты 6-го стиха 19-ой главы Исхода перед первым Шавуотом, произнесённые Богом Моше для того, чтобы он в точности пересказал их Израилю. В этом мы видим, насколько важен первый Шавуот для понимания второго Шавуота, насколько важно понять, как Бог готовил Израиль к первому Шавуоту для того, чтобы мы вошли в полноту окончательного новозаветнего Шавуота. И печально, что в праздник Пятидесятницу ни в одной церкви (кроме мессианских общин) не изучают, не рассматривают этот аспект, с котрого мы начали рассказ о Шавуте. И миллионы христиан, читая цитаты из Нового Завета, думают, что это, как бы, абсолютно новая терминология Нового Завета, что это Дух Святой придумал для верующих только в Новом Завете, не понимая ни корня, ни источника, ни связи, ни последовательности, ни взаимозависимости между Первым и Вторым Шавуотом.

Значение первого и новозаветнего Шавуота

Два Шавуота объемлют историю Израиля и церкви. В первом Шавуоте мы уже видим образы церкви, в первом новозаветнем Шавуоте мы видим исполнение пророчеств в Израиле. Каким образом то, что в малой степени было исполнено Израилю только после заключения Синайского Завета, исполнилось для церкви? («А вы будете у Меня царством священников, или царственным священством»). Мы можем только гадать, как всё могло быть, если бы Израиль взошёл на гору. Возможно, уже тогда был бы взрыв, что-то бы произошло такое духовное, что мы не можем себе представить. Мы этого не знаем. Но произошло то, что произошло: Израиль на гору не взошёл, отказался слушать Бога, переложил ответственность на Моисея, отделился, отошёл, не дослушал все заповеди (в мидрашах написано: «После второй заповеди он умолил Моисея, чтобы Бог больше не говорил так, чтобы все Его слышали»). Это не Божье было решение, это был выбор самих израильтян, самих евреев. Но именно из-за этого их посредник (Моше) исчез (на 40 дней), а без него у них не было Бога. И мы знаем, что произошло потом.

Опасно всю надежду возлагать на смертного человека! Вера Божья, на то она и вера Божья, что она полностью контролируется Богом, охраняется Богом и совершается Богом. А вот веру человеческую можно узурпировать. Всегда были, есть и будут узурпаторы веры человеческой, которые будут говорить: «Слушайте меня! Идите за мной! Делайте всё, что я скажу! И я вам гарантирую ваше спасение, процветание, преуспевание, победы, власть, влияние и уже в идеале порабощение всех – вам». И люди (верующие!) снова и снова будут падать в эту ловушку. Подавляющее большинство верующих попадали в эту ловушку на протяжении долгих веков. Они верили не Слову Божьему, а верили тем узурпаторам, которые объявляли себя единственно правомочными посредниками между Христом и верующими. Люди даже не обращали внимания на то, что Христос (Мессия) Сам объявлен Библией Единственным Посредником между Богом и всеми человеками. Какой же может быть ещё посредник между Посредником и людьми?!

В новозаветний Шавуот родилась еврейская церковь

Можно согласиться с теми, кто говорит, что в Пятидесятницу (Второй Шавуот) родилась церковь. Хотя, по большому счёту, церковь родилась раньше, когда Йешуа дунул и сказал: «…примите Духа Святаго…» (Иоан.20:22). Ученики были рождены свыше (ещё не были крещены в Дух Святой, не были погружены в Него, но уже были рождены, уже тогда родились). Итак, произошло рождение церкви. Но родилась только еврейская церковь! И первые 120 (Деян. 1:16, 2:1-3), и три тысячи, которые покаялись позже (Деян. 2:41), это были только евреи. Понимаете, что родилось? Израиль Божий родился тогда! Ни слов «христианство» и «христиане» тогда не было (это все знают). И все верующие (тысячи и десятки тысяч) ряд лет после этого продолжали считать, что для того, чтобы стать верующим и войти в Тело Мессии (хотя такого понятия «Тело Мессии» тогда еще не было, а было «Израиль Божий», любому язычнику надо войти в иудаизм, стать полноценным иудеем. И только через много лет поизошло то, что описано в 10-й главе Деяний – «Дух Святый сошел на всех, слушавших слово», «дар Святаго Духа излился и на язычников» (10:44,45).  

Важно реально понимать, какой праздник мы празднуем! Первые годы все Шавуоты – это были чисто еврейские праздники для всех Апостолов из всех тысяч и десятков тысяч верующих. Ни у кого мысли не было, что это праздник вселенской церкви из разных народов.

Суть названия «Троица»

Христианский мир празднует Троицу, но раньше не было этого названия праздника Шавуот (Пятидесятницы). Троица – это Божье (не библейское, но Божье) условное определение сущности Бога. Кстати, с таким же правом мы могли бы назвать «праздником Троицы» – «праздник крещения Господа», даже с большим успехом. Почему? Потому что когда Сын Божий входил в воду, Отец во всеуслышание заявил о Нём сверхъестественным голосом (Бат Коль), и Дух Святой сошёл на Него видимым образом. Но в истории церкви решили так (Троица – так Троица). Самое главное: в новозаветний Шавуот Дух Святой сошёл на учеников Йешуа.

Иудейское подтверждение названия «Троица»

Подтверждение того, что можно этот праздник называть «праздником Троицы», как ни странно, можно найти в чисто иудейской книге —  в Талмуде, в трактате «Шабат»:

«Будь благословен Милосерднейший, давший тройную Тору тройному народу через рождённого третьим в третий день третьего месяца». Что имеется ввиду?

Тора состоит из трёх частей: Пятикнижие, Пророки и Писания (Тора, Невиим и Кетувим). Народ Израиля включает в себя три вида евреев: коины, левиты и исраилиты. Моше был третьим ребёнком в семье после Мирьям и Аарона. Тора была дана в третьем месяце на третий день отлучения еврейских мужей от своих жён. Везде фигурирует число «три».

Так что, в принципе, мы можем праздновать праздник Троицы. И ни в каких христианских источниках о символичности праздника Шавуот, как тройственного праздника, или праздника Троицы, не говорится так сильно, как в Талмуде.

Из Шавуотних радостных чтений

В самых разных еврейских общинах (ортодоксальных, хасидских, консервативных и в мессианских) в Шавуот совершаются Шавуотние радостные чтения. Ниже – выдержки из них в переводе с иврита.

«Сладкозвучные песни буду петь, и хвалебные гимны буду слагать, ибо по Тебе истосковалась моя душа! Моя душа жаждет пребывать под сенью Твоей руки и познавать Твои сокровенные тайны! Когда говорю о Твоей славе,  мое сердце жаждет и разгорается от Твоей любви! Поэтому буду восхвалять Тебя и прославлять Твое Имя песнями о любви. Буду провозглашать Тебе славу, хотя я не вижу Тебя физическими глазами, мои духовные глаза увидят Тебя! Ты Живой во мне!

Через явление Твоего величия и Твоего могущества, мы познаем, сколь всесильны Твои деяния! Воспринимали Тебя во множестве видений, но Ты единство всех истинных откровений о Тебе. Возложим шлем спасения на голову свою, потому что Он спасает Своей десницей и мощью Своей святости. Его глава полна лучезарной росой, Его локоны святыми каплями ночи. Образ Его главы словно бесценное чистое золото, а на челе запечатлено славное Имя Его святыни. За благолепие, славу, красоту и великолепие, Его народ венчает Его короною, венчает славным венцом. Свою великолепную изумительную красоту, обитель праведности, Он вознесет на вершину Своей радости.

Он превознес и украсил Своих детей истинным Небесным венцом, прославив их, ибо они Ему дороги и драгоценны для сердца Отца! К моему славословию прислушайся, возьми его, как приношение праздничных благовоний! Да будет приятна Тебе моя молитва, Отец, потому что моя душа жаждет Тебя! Жаждет душа моя Бога Живого! Взывает к престолу Его благодати и милосердие отвечает. Отец всякой милости изливает потоки на жаждущее».

Мы искренне поздравляем всех наших читателей с этим чудесным праздником и желаем каждому человеку, чтобы Его потоки щедро изливались в Ваши сердца и никогда не иссякали! Хаг Шавуот Самеах!

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

два × четыре =