Главная / Практический опыт / Системный подход в управлении общиной /часть II-1/ Ярослава Вилько
Системный подход в управлении общиной часть 2 Ярослава Вилько

Системный подход в управлении общиной /часть II-1/ Ярослава Вилько

Определение «системы»

Ярослава Вилько:

Дословно определение системы – это целое, составленное из частей. То есть это нечто целое, которое состоит из маленьких частей и из маленьких кусочков. Важно понимать, что есть мероприятия проектные, а есть системные, которые проводятся всё время. Например, домашние группы – это система, которая существует всё время и поддерживает общину. А клуб – это не система. Он может быть проведен один раз в жизни общины или проводиться иногда. Вот такая разница. 

Определение «структуры»

Структура – это каркас, определённый скелет, на который можно всё надеть. Так же как скелет человека состоит из всяких косточек, но косточки сами по себе – это не скелет, это просто косточки. И скелетом они становятся тогда, когда соединяются. Поэтому структура включает в себя разные служения, которые есть в общине, какие-то структурные подразделения, которые соединяются между собой.

Очень важно не просто в воображении структуру себе представлять, не говорить о ней:

– Мы же все понимаем, как оно у нас работает в общине, кто кому Рабинович. Всё понятно?! – Не понятно! Пока это не нарисовано, это не однозначно и непонятно. Поэтому очень важно, чтобы структура была схематично нарисована и однозначно понимаема всеми людьми. Потому что если вы начнёте рисовать, вам придётся из одной клеточки в другую нарисовать какую-то стрелочку. И вот тут придётся дать себе ответ на вопрос:

– А кому же этот человек подчиняется? Кто же в итоге за это служение отвечает?

Вроде бы всё просто, но когда мы начинаем рисовать, у нас часто появляется структура в виде кружочка с буквой «я» (пастор), а вокруг него солнышком отходят всякие структурные подразделения. Такая схема показывает, что структуры нет. Есть просто перечисление всего, что есть в общине.

Когда же структура зафиксирована в написанном виде, она видна всем, к ней можно вернуться и ответить на вопросы:

– Почему что-то не получилось или что-то удалось? А кто за это отвечал? А кому мы говорили, чтобы он за это отвечал? А как человек должен был догадаться, что он ответственный за систему развития домашних групп, например, или за клубы и так далее?

Это очень важные вопросы, на которые нужно отвечать. 

Отчётность любимая и ненавидимая

Что такое система учёта? Если мы говорим о системном подходе, то система учёта объединяет разные направления.

Учёт товарно-материальных ценностей и денежных средств

Учёт материальных средств. У нас в общине есть материальные средства – это всё, чем владеет община: оборудование, аппаратура, автомобили, недвижимость. Важно понимать, чем община владеет и кто за это несёт ответственность. Потому что если ответственны все, то на самом деле – никто. Если есть склад в общине, на котором хранится аппаратура, которая куда-то перевозится, и если нет ответственного, то она выходит из строя, потому что кто-то швырнул, кто-то бросил, оно ничьё.

Поэтому очень важно иметь систему учёта того, чем владеет община, материальных ценностей, которые есть. И обязательно должны быть ответственные люди, у которых в наличии списки того, что есть. Тогда можно отследить, через какое время аппаратура износится и когда нужна будет замена, постепенно собрать необходимую сумму денег.

Учёт денег. Ещё один момент, который тоже важно учитывать, – это система учёта и хранения денег. Очень важно понимать, что деньги к нам приходят из десятин и пожертвований, поэтому это не наши деньги, и очень важно, куда мы их распределяем. Критично важно правильно к этому относиться.

Пример распределения денег в общине

Еще один недавний пример. Во время общения с одной из общин был поднят вопрос: нужно ли вести финансовый учёт, учитывая, что в общине очень маленький доход? Какой в этом смысл, если есть всего 4 статьи: одна из них – это доход (условно говоря, тысяча единиц), вторая статья – это угощение после шабата (около ста единиц), помощь нуждающимся – община кормит неимущих (200 единиц), аренда (500 единиц) и транспорт (200 единиц). Тысяча составляет приход, и тысяча – расход. Какой смысл вести учет?

Из этого общения был сделан вывод: когда статьи расходов четко прописаны, начинаешь понимать, как нужно действовать. Например, угощение после шабата община оплачивать не должна. Если люди хотят после шабата устраивать совместное чаепитие, они могут взять эти расходы на себя и, например, принести угощение с собой.

Следующая статья расходов — помощь нуждающимся, которых кормит община. Это служение может реализовываться частично за счет общины, а частично в него может вкладываться сам человек. Это хорошее служение, но будет вполне нормально, если человек что-то потратит своё, пожертвует собственные финансы, а не только за счет общины будет оказывать помощь.

То есть когда посмотрели на структуру доходов и расходов этой общины, стало понятно, что эти две статьи можно безболезненно подкорректировать. Но делать это нужно постепенно, мотивируя и вдохновляя людей.

Еще один вывод, который был сделан, что для такой общины это маленький сбор. Нужно говорить об этом, нужно, чтобы люди несли ответственность, солидарную с той, которую община несет за людей. Десятины и пожертвования – это часть членов общины.

Конечно, деньги – это весомо, но более важная часть – это всё, что касается отчётности и людей.

Учёт человеческих ресурсов

Важно иметь списочный состав общины. Существует разный подход к понятию членства в общине. В одних общинах это так: человек должен написать заявление, и тогда он становится членом церкви или общины. В других общинах по-другому: зал примерно на 100 человек, туда приходит 50-70, значит, у нас 50-70 человек в общине, например, 60 — между 50 и 70. Кто эти люди: члены общины или гости из других церквей? Непонятно. Бывают другие ситуации. Зал на 500 человек, в общину приходит 100, но в общине считается 500, потому что зал на 500 человек. То есть подходы совершенно разные. Но списочный состав общины очень важно иметь, чтобы ответить себе на вопрос: кто является членами общины? Например, в нашей общине членами считаются те люди, которые являются членами домашних групп. Если люди не являются членами домашних групп, но они всё время ходят на шабаты, то они не члены общины, потому что списочные члены общины – это те люди, которые в домашних группах. Но всегда нужно учитывать особенности страны, города, ментальности людей. 

Негативный пример «счёта людей»

Нам известны случаи, когда новые люди, например, после клуба, не хотят быть посчитанными и куда-то записанными. Во избежание подобной ситуации мы с людьми разговариваем и понимаем: если они уже какое-то время приходят, им нравится, они разделяют наше ведение, стали членами домашней группы, уже видят себя как в семье, то через определенное время мы можем включить их в список членов общины.

Расскажу об одной ситуации. На домашнюю группу, на которой были люди после клуба и пока еще не идентифицировали себя с общиной, пришел региональный руководитель и провел чуть ли не собеседование на предмет вхождения в общину. И это, конечно, людей очень напугало, потому что они не для этого пришли, они не собирались куда-то записываться. Сейчас миллион различных предложений, и люди осторожны в наше время.

Но, тем не менее, здесь нужен баланс: важно учитывать все эти особенности, но всё-таки понимать, кто является членами нашей общины. Потому что иначе мы не сможем управлять процессом и системно подходить к росту общины, если не понимаем, кто в нашей общине.

В прошлом году мы делали аналитику в нашей общине. Мы чётко понимаем, сколько людей в общине: сколько детей до 14 лет, сколько людей от 14 до 17, от 17 до 25, от 25 до 45, от 45 и старше. Мы понимаем, какой состав нашей общины. Мы знаем, куда целимся, каких людей хотим видеть в общине ещё. Мы понимаем, кто еврей, а кто нееврей. На базе этой информации можно строить систему развития и обучения в общине, оказывать целенаправленную помощь определенным категориям людей. 

Взаимные обязательства членов общины и общины

И у общины, и у членов общины есть взаимные обязательства друг перед другом. То есть люди, которые являются членами общины, вправе рассчитывать на помощь. Когда нужна помощь, например, консультация, молитвенная или финансовая поддержка, она реализуется через систему домашних групп. Во-первых, человеку помогает домашняя группа, потом – регион, потом – колено. И таким образом человек получает помощь, но и он, в свою очередь, имеет обязательства перед общиной.

Потому что приходят люди, которые не являются членами нашей общины, они являются членам других церквей, а бывает, членами вселенской церкви. Они очень требовательны, у них есть определённые ожидания. Но так как они не являются членами нашей общины, мы не имеем перед ними обязательств. Мы можем за них помолиться, мы можем им помочь, но не в таком объёме, как это происходит с членами общины. Это всё очень важно понимать и учитывать, чтобы построить систему работы.

Переход из общины в общину упрощает наличие испытательного срока. Это даёт определённую прозрачность, безопасность и правильные, хорошие взаимоотношения с церквями, которые есть в нашем городе, и в тех городах, где есть наши общины. Потому что каждый человек может взять время, чтобы оценить: действительно его призвание – быть в нашей общине? Или это просто что-то навеяло на него? Бывает же такое. И пасторы могут быть спокойны, что мы людей ни в коем случае не переманиваем, ничего от них не хотим, а всё происходит в правильном порядке.

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

19 − 3 =