Главная / Практический опыт / Системный подход в управлении общиной или церковью /часть 1/ Вилько Ярослава
Банер темы "Системный подход в управлении общиной или церковью" часть 1 Вилько Ярослава

Системный подход в управлении общиной или церковью /часть 1/ Вилько Ярослава

Мы будем говорить сегодня о системе и о том, как это всё должно развиваться, исходя из такого системного подхода. Мы будем сегодня говорить о структуре и о стратегии.

Системный подход

Cердце любой новозаветней общины – это Йешуа. А сама жизнь, воздух и всё, что происходит в общине, – это Дух Святой. Это главное, важное и сомнений ни у кого нет.

Наша тема сегодня – это системный подход, и наличие самой системы управления – это всего лишь одно из средств. То есть всё, что мы будем сегодня говорить, мы будем из этого исходить, что самый главный – Йешуа и Дух Святой. То, что мы будем обсуждать – это средства, и они сами по себе нейтральные, но во всём этом даётся инструмент для человека, для служителя в общине. И, используя этот инструмент, мы думаем о том, что служители могут быть более эффективными и развивать своё служение более целенаправленно, с наименьшими затратами сил, чтобы не было напрасных движений, чтобы они были не возвратно-поступательными, а вперёд. И, конечно же, этот инструмент используется в строгом соответствии со Словом Божьим. Мы очень внимательно к этому относимся, чтобы всё, что мы будем говорить сегодня, оно сочеталось со Словом Божьим. Если община небольшая, возможно, в ней несколько десятков человек, может быть, можно прожить и работать, и как-то развивать общину без структуры, без системного подхода. Но если община начинает расти, если в общине появляется большее количество людей, и она доходит до ста человек, до пятисот человек, то уже невозможно, чтобы она существовала без наличия структуры и без построения определённых систем.

Есть совершенно разные мнения о том: нужна ли структура в общине? Или не нужна система в общине? Системы бывают разные в любых организациях, точно так же и в общине бывают такие системы.

Пример неорганической системы

Они условно похожи на стул. Если у стула одну ножку убрать, то он по-прежнему может стоять, но на нём сидеть неудобно. Если убрать две ножки, то это уже предмет, который вчера был стулом, но сегодня уже им не является. То есть все элементы являются по одному критично необходимыми для его существования.

Пример органичной системы

Но если мы возьмём органичную систему, которая похожа не дерево условно и представляет собой живой организм, в котором каждая ветка нужна для этого дерева, но в то же время она может быть заменена. Если вдруг что-то случиться с веткой у дерева, оно от этого не пропадёт. Если даже две ветки отвалятся – ничего не случится. И бывает, что дерево вообще можно спилить и из корня вырастут новые побеги. Эта структура и система в общине должна быть живая, и она должна полностью поддерживать пастора, поддерживать ведение, стратегию, которую выбрала община для роста; и ни в коем случае не должна сковывать это и делать его каким-то громоздким, чтобы следовать какой-то системе. Надо чтобы система работала на общину, а не община придерживалась какого-то плана и только вот так и жила, и никуда не двинулась.

Есть некоторые опасности.

На каждый пунк будем стараться приводить  примеры. Те, которые были в нашей общине, в нашем служении, а некоторые – в других общинах. И все о чем мы будем говорить, чтобы это не была только теория, но чтобы мы этот день провели в практическом росте. 

Опасности при привлечении к помощи в общине

И что, если нет системного подхода, нет структурирования в общине? Иногда бывает так, что началась община и движется потихоньку, развивается. И когда община доходит до какого-то уровня, появляется необходимость в том, чтобы привлечь кого-то извне, чтобы помогли, как эта община будет развиваться. И тут можно столкнуться с несколькими опасностями.

  • Первая заключается в том, что община не пользуется ничьей помощью.

– Вот у меня всё хорошо, и мы сами всё знаем! – Это очень большая опасность, потому что община сильно ограничивается рамками самого руководителя общины (пастора) или руководителя подразделения: – Вот всё, что я знаю то я и буду делать.

Это плохо, потому что вокруг существует огромный мир верующих, других церквей, других общин, объединений, которые применяли какие-то подходы, которые сделали определённые ошибки, в том числе, и мы. И эти ошибки можно тоже использовать и двигаться в этом направлении. То есть одна ошибка – это когда люди не применяют чужой опыт и не пользуются им.

 

Вторая опасность, что люди обращаются за помощью к таким консультантам, которые не имеют своего практического опыта

То есть, у человека нет служения, по сути, нет своей общины, церкви, в которой он служит, он не является подотчётным в определённой общине или церкви. И он даёт советы, но они абсолютно не применимы в этой конкретной общине и в этих конкретных обстоятельствах. И таких примеров есть множество.

В одной из общин был один консультант, который взялся помогать структурировать общину, потребность была. Он подошел к этому чисто теоретически. Есть же масса книг, в которых всё это написано. Можно сейчас список этих книг выкатить и все их прочитать внимательно, и все эти книги, они имеют правильный системный подход. И для того чтобы вам всё это применить, что написано в этих книгах, то на этапе первых десяти процентов изучения уже может перехотеться вообще всё делать, потому что там куча информации, она во многом такая раздутая. Я по роду службы и работы вынуждена это читать и изучать знать авторов, чтобы в дальнейшем использовать. Когда читаешь, то начитанаешь понимать:

– О, Боже, у меня и этого нет и вот этого нет, и вот это мне нужно изучить… А для того чтобы мне вот это изучить, мне надо вот то изучить и вот это, и вот то… – И в итоге общения с таким консультантом может развиться комплекс неполноценности, понимания, что у нас ничего нет, у нас всё неправильно, нам надо вот это понять, вот эти системы выстроить…

Короче говоря, год работали-работали с консультантом и поняли, что вообще ничего не сдвинулось. Все выучили несколько десятков умных слов. Получили по вот такой книжке, которую важно прочитать. В итоге, разочарование руководства общины, потому что нет того, ради чего с ним встречались.

 И тут важно, чтобы не было первой крайности (лучше мы сами разберёмся).

И второй крайности, когда мы привлекаем консультантов, которые из мира бизнеса. Нельзя сказать, что в бизнесе всё так плохо. Есть много хороших здравых вещей, и кое-что можно применять.

Чтобы избежать этих крайностей, конечно, есть смысл обращаться за помощью к тем, которые могут помочь, у которых есть хороший практический опыт и у которых есть, обязательно, плоды в служении. И это очень важно: смотреть на плоды в служении, что человек говорит и что реально он сам сделал, и как он построил, и с какими ошибками он сталкивается. 

Пример необходимости системного подхода

Ещё один пример. В одном из служений мы организовали один проект. И руководителем на это VIP-служение (я специально не называю, чтобы непонятно было, о чём я говорю), был поставлен один из наших служителей – очень хороший, очень ответственный, очень правильный. И он должен был это служение развивать и выполнить этот проект. Это так и было всё: человек этот всё делал, всё развивал, и этот проект закончился.

Что было в результате видно, какие обнажились моменты?

Этот человек, он был хороший служитель, но в некоторых моментах у него недостаточно было компетенции. То есть многое из того что нужно было делать, просто не знал и не умел. В результате,  не мог ответить на вопросы служителям, не мог решать какие-то вопросы, потому что просто не знал, как это делается.

И из-за того что есть система, как система, это не первый и не второй проект такого рода, который делала община, она часто в тех областях, в которых руководитель этого служения не смог ответить на эти вопросы, из-за того что система работала, она сама себя поддерживала. То есть люди, отвечающие за те или иные блоки, могли ориентироваться не только на этого руководителя, они могли получить помощь извне, они могли обратиться к другим источникам, могли обратиться к другим руководителям за советом. Понятно, что они возвращались в эту кучку, и они всё это вместе обсуждали, потому что не может быть три-четыре-пять голов у какого-то проекта или служения. Но, тем менее, из-за того что подход был вот такой системный, удалось избежать таких больших разрывов, падений и недовыполнений, которые могли бы привести вообще к тому, что проект не был бы реализован, не было бы выполнено это служение.

Важно иногда не пользоваться услугами теоретических консультантов, потому что в данном случае, в данном примере, оно работает по-другому. Берётся человек под проект с определёнными компетенциями, и если он чего-то не делает и не справляется, вместо него просто берут другого. Всё очень просто, бизнес так работает: прибыль, цели и ничего личного. Если ты не справляешься, у тебя нет этих инструментов, ты не умеешь, тогда всё: нет ножек, и нет и шоколадки, как говорится. Взяли другого. Я работаю руководителем отдела личного персонала, и мне просто в смс-ке приходит задача: мы ищем замену Петрову или Иванову. Это не значит, что с людьми не разговаривают, но всё работает очень просто и функционально.

Что же в общине? В общине совершенно по-другому. Что мы увидели?

Человек, очень хороший, целеустремлённый, старается, но у него не хватает знаний. Это не значит, что на следующий раз мы обязательно поставим другого. Мы возьмём этого же, и мы усилим те области, в которых у него не хватило компетенции.

Человек и сам, пройдя это всё, сам увидит, где нужны дополнительные знания, с кем проконсультироваться. И мы, видя это, будем выстраивать структуру этого проекта, чтобы все сильные стороны этого человека ещё больше усилить, и больше ему дать свободы, меньше контролировать, меньше вникать туда (Зачем? Если и так всё прекрасно работает!), и на большее обратить внимания, где человек не дотягивает.

Почему мы привели этот пример? Потому что он как раз говорит о том, что для того чтобы хорошо работало всё внутри, мы обязательно должны иметь системный подход и мы должны иметь структуру. Чуть позже мы поговорим ещё о структуре, сейчас пока ещё о системе. 

Важность системы при евангелизации

Пример: несколько раз в году община проводит большие Евангелизационные проекты, масштабные, с привлечением всех ресурсов общины и позиционирующиеся, как мероприятия городского масштаба. Например, Каждый год мы проводим такой большой проект, и каждый раз, ответственный за этот проект, задаёт пастору вопрос:

– Пастор, так а шо, мы делаем буклеты? Пастор, а мы, сколько их делаем? А какой мы макет делаем? А на какой плотности бумаги? А где мы их печатаем? А сколько штук?

Каждый раз, когда он это спрашивает, у меня какой-то сбой программы. Я думаю:

– А что мы делали в прошлом году? Сколько мы делали буклетов? Какие они у нас были? А на какой плотности бумаги? – Приносят буклет, а буклет тоньше и он как туалетная бумага.

Здесь мы видим два момента:

Первый момент. Это пример, когда нет системного подхода. Или меняется ответственный каждый раз, непонятно где системный подход, если ты каждый раз назначаешь нового человека, и он, естественно, каждый раз наступает на одни и те же грабли и делает одни и те же ошибки. Зачем это делать?

Второй момент. Либо ты его не менял (как в этом примере), но этот ответственный подходит несистемно и безответственно. Потому что он элементарные вещи не фиксирует себе, не выстраивает это, как систему, и каждый раз одни и те же вопросы задаёт пастору:

– А как? А что? – Или потом начинается следующее. Вот-вот наступит мероприятие, там 7 числа, например, мероприятие, этот ответственный приходит к пастору и говорит: – Пастор, так, а куда мы людей потом?.. На какие домашние группы мы людей потом отправляем?

Мы здесь видим, в этом небольшом примере (я его, конечно, чуть-чуть утрировала, но не сильно, поверьте), большие ошибки:

  • нет вообще системного подхода к организации мероприятия, и это можно на все разложить уровни;
  • нет системного подхода к развитию людей, к развитию домашних групп.

Потому что это значит накануне мероприятия или за неделю, за месяц, не важно:

– Так что, на какие мы домашние группы людей отправляем? – Это говорит о том, что нет системы. Нет понимания, зачем домашние группы, нет понимания, что это мероприятие создаётся не просто для того, чтобы все устали или потратить деньги куда-то.

Оно создаётся для домашних групп, оно создаётся, чтобы люди узнали про общину, про праздники. Для того чтобы мы с людьми законтачили и потом  пригласили на домашние группы, в различные клубы.

Это часть системы. И это всего лишь маленький пример, что если бы работало это всё, как система, то не было бы вот этих странных вопросов и резкого, немедленного решения проблемы, когда уже надо что-то делать

Роль структуры в общине

Община – это живой организм, т. к. состоит из живых людей. Согласно Писанию, и согласно здравому смыслу.

И для того чтобы легче управлять живым организмом, не хаотично, нужны определённые инструменты. И т.к. сердцем, смыслом, и жизнью общины является Йешуа и Дух Святой, то в контексте нашей темы мы будем говорить о том, что скелет общины – это структура. Структура – это определённые стержни, на которые может надеваться всё, что мы делаем.

У меня есть такая картинка смешная: слоник без скелета. Он по-прежнему остаётся слоником, только он уже не может стоять. Он ещё слоник, но он уже лежит.

Когда нет структуры определённой, то община представляет собой некоторое количество людей, которым сложно двигаться вперёд и достигать поставленной цели.

Примеры того, что пастор  и совет старейшин считают важным в общине и нужным

Первый пример: структура общины не отвечает её миссии.

Вот эта община, у неё  миссия — служение сиротам и беспризорным. Понятно, что спасение людей, вера в Бога, но основные такие моменты миссии: это служение сиротам и беспризорным, служение людям в заключении и зависимым.

И вот мы видим структуру в такой общине. У нас есть пастор, администратор или дьякон, и вот идут вот такие квадратики: группа танцев, группа прославления, миссионерское служение, детское служение, молодёжное служение, пять домашних групп и клуб «Золотая осень» (такой-то клуб для взрослых людей).

Что мы здесь видим? Скажите, как вам кажется, соответствует ли этот пример, вот эта структура миссии общины?

Ответ из аудитории. В тюрьме можно организовать клуб «Золотая осень».

Ярослава Вилько: Полностью согласна!

Борис Саулович: Это для особо опасных рецидивов, которые уже так давненько там находятся, состарились, и, в общем-то, у них осень, только её надо позолотить немного. Но, в принципе, при желании можно любой из этих квадратиков как-то вымучить и вывернуть так, чтобы он соответствовал миссии. Кстати, то, что я заметил, находясь в еврейском мессианском служении, что вот во многих мессианских общинах именно этим и занимаются. Люди занимаются, чем придётся, а потом пытаются это как-то так обосновать или подкрутить, чтобы оно как бы соответствовало основной миссии еврейской мессианской общины. Причём это характерно, поверьте, не только для русскоязычных мессианских общин, а для англоязычных мессианских общин, ивритоязычных мессианских общин, откровенно говоря, других я не знаю.

Ярослава Вилько: Мы видим, что, как точно Борис Саулович сказал, что можно любое подкрутить, можно везде сказать:

Ага, так там, в миссионерском служении, знаете, кому они служат? Сиротам только! – Но это же условный пример.

Второй пример: Структура этой же общины. То же самое: у нас есть пастор, администратор или дьякон.

В какой-то форме организовано тюремное служение, служение в приютах, и в детских домах, служение зависимым, реабилитационный центр, домашние группы и, к примеру, служение фандрайзинга (привлечение денег, поиск спонсора и так далее).

В этом случае структура общины поддерживает её миссию. Здесь уже есть конкретные направления, в которых люди несут ответственность за развитие тех или иных блоков.

Если есть такая структура, то вероятность того, что будет достигнуто то, что декларируется (миссия общины), в разы выше, чем в предыдущем примере, в котором есть, что хочешь («Золотая осень», группа танцев – это важно, и оно всё должно быть). Но всё-таки структура должна поддерживать то, что декларирует община, и то, к чему она стремится. Потому что миссия – это не просто название, как сейчас в бизнесе. В бизнесе сейчас у всех есть миссия, цель, и это можно на любом сайте прочитать. Это для того чтобы и промыть людям мозги, и чтобы поработить многих. Но 99% не соответствует тому, что написано.

В нашем же случае – это супер! У нас 100% имеется в виду, то, что мы говорим.

Миссия общины – это то, к чему мы следуем, стремимся и очень хотим этого достичь. Это очень простая схема, конечно же, она просто иллюстрирует и показывает, что делает всё-таки структура в общине.

И можно ли жить без структуры? — Можно.

Можно ли жить без структуры эффективно? — Нельзя.

Без структуры невозможно эффективно построить служение.

Можно как-то там двигаться, но это всё будет неэффективным. И если в общине уже находится больше 50 человек, то невозможно жить без структуры. Обязательно нужно ёе выстраивать, тем более, если там 100-200-500 и более человек. Дальше мы будем более подробно говорить об этих примерах.

За построение структуры в общине отвечает пастор

Структура – это в первую очередь ответственность пастора

Руководитель общины, главный, первое ответственное лицо, ответственен за то, чтобы структура в общине появилась. Если пастор не может, ему сложно (это всё понятно, всем сложно), и не обязательно, что он должен это сам сесть и сделать, а потом всем принести листик и сказать:

– Вот наша структура, теперь мы вот так все будем с завтрашнего дня жить!

Это значит, что он должен инициировать обязательно процесс структурирования общины, создания структуры с лидерским составом, советом старейшин, возможно, обратиться за помощью, если есть материнская община или какой-то совет.

 Не обязательно, что человек должен это всё делать один. Но он должен инициировать это, и ответственность за создание общины, конечно, лежит на первом лице.

Что если нет структуры?

У нас сегодня утром была очень интересная и важная встреча с пасторами дочерних общин. Мне очень понравилась мысль, которую сказал Олег, пастор из Бердичева:

– В какой-то момент в развитии общины достаточно и бывает так, что община держится за веру пастора. Пастор верит и все за ним  идут. Но наступает момент, когда этого недостаточно. И обязательно лидерский состав общины, должен разделить с пастором ответственность, должен взять на себя эту ответственность. Не может так быть, что пастор отвечает за всё сам, а лидерский состав себе как-то живёт.

Это напрямую относится к тому, что мы сейчас обсуждаем: к построению системы, к структуре. Потому что если нет структуры, людям непонятно, за что именно они должны взять ответственность, какая часть ответственности лежит на них.

Знаете, первые несколько лет общины, когда я была верующей, я слова «пасторская опека» слышала много раз. Но, я думала всегда,  что Борис Саулович опекает нас, меня, естественно, в частности. А я была лидером домашней группы уже много времени в первые годы общины. То есть это не первые три дня так было, несколько первых лет. Когда говорилось о пасторской опеке, я не понимала, что есть понятие: пастор опекает лидеров, и у лидера домашней группы, тоже есть пасторская ответственность.

Продолжение следует…

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

двенадцать − 2 =