Главная / Служение евреям / Священство Синайского и Нового Завета. Преемственность и отличия. /Часть 1/ | Борис Грисенко

Священство Синайского и Нового Завета. Преемственность и отличия. /Часть 1/ | Борис Грисенко

Священство Синайского Завета

Влад Кулумбегов:

На горе Синай Бог дал Моисею закон, и там же Он дал постановление
о священстве: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне…» (Исход 28:1).

Итак, Бог через Моисея избрал Себе священников. Мы будем говорить о священстве, о том, кем были в то время священники, об их предназначении и функции в священнодействии.

Мария Кулумбегова:

Слово «коген» дословно переводится как «священник, который участвует в богослужении». У этого определения есть очень важное дополнение: «Богослужение должно происходить в храме или в скинии». То есть не где-то, а в определённом Господом месте.

Борис Грисенко:

Кстати, в древнейшем переводе ТаНаХа на греческий язык Септуагинте есть очень интересное совпадение. «Священство», «священный» — это «ier’os» (иер’ос), а «храм»«ier’on» (иер’он). То есть «храм» и «священство», «священник», «священный» — это слова одного корня.

В издании «Ключевые понятия Библии», в котором акцент делается на Новом Завете, есть статья «Священник». Она состоит из трех разделов. Первый из них — «Иудейское священство». Там написано:

«Священники играли чрезвычайно важную роль в иудейской религиозной системе.

Священство играло роль посредника между Богом и Его народом и занималось, главным образом, совершением жертвоприношений Богу от лица людей.

Основные обязанности священников сводились к следующему:

  • Исполнение различных священнодействий в Иерусалимском храме при совершении в нём богослужения от лица всего народа и отдельных людей. Это включало ежедневное принесение жертв и других приношений, совершавшееся утром и вечером. Особые священнодействия были связаны с ритуалом субботы и ежегодных праздников. Помимо общего богослужения, священники возлагали на жертвенник приношения от имени отдельных людей. Поскольку священников при храме было много, они делили между собой обязанности, совершая богослужение по очереди, каждый в своё время.
  • Они имели власть объявлять человека «чистым» перед Богом (имеется в виду «ритуально чистым»), угодным Ему и непорочным с точки зрения религиозного закона».

Особенно много постановлений об этом в книгах Левит и Числа (Ваикра и Бемидбар), и, собственно говоря, это основные функции священников. Были, конечно, и дополнительные, связанные с выполнением определённых судебных обязанностей. Священники, особенно в древние времена, играли роль судей, но судьями могли быть не только они. Однако в самых спорных случаях апелляции направлялись к собранию священников. Таким образом, мы видим, что согласно Синайскому Завету священники были необходимой, ключевой частью жизни и служения еврейского народа в древности.

Влад Кулумбегов:

Получается, что в священники могли выбирать только из определённой части народа Израиля. А они служили всему остальному народу.

Борис Грисенко:

Да, естественно. Священники были призваны в священнослужение на основании их происхождения: во-первых, из колена Левия, но этого мало, а во-вторых, из рода Аарона.

Мария Кулумбегова:

Если я не ошибаюсь, то изначально Божий призыв быть священниками распространялся на весь израильский народ, а потом выбор сузился до колена Левия и Аарона.

Борис Грисенко:

В 19-ой главе книги Исход (Шемот), когда Бог привёл Свой народ к Синаю, в первом обращении через Моше к Израилю звучали великие обетования. Великие обетования! Я прочитаю не синодальный, а более точный перевод.

«Моше взошёл к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, как Я поднял вас и нёс на орлиных крыльях, и принёс вас к Себе; итак, слушая, вы будете слушаться гласа Моего…слушая, слушаться, — и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исход (Шемот) 19:3-6).

Итак, «царством священников и народом святым». Таким образом, действительно целью Бога было сделать весь народ царственным священством. Однако в реальности эта идеальная цель для Израиля достигнута не была. На тот момент священниками считались главы семейств каждого колена. И если бы не грех золотого тельца, то Господь продолжал бы оперировать с главами семейств и с первенцами мужского пола как со священниками. В дальнейших главах, которые описывают эти великие события у горы Синай и даже на горе Синай, мы видим, что священники уже были в народе до провозглашения колена Левия особым коленом служителей и рода Аарона как когенов.

Вместе с тем грехи Израиля начались не только с золотого тельца, а со страха взойти на гору, когда Бог призывал, а весь народ отступил, написано «отпрянул» от горы, во время протяжного звука шофара, которым Бог призывал их взойти. Они сказали Моисею: «Ты иди». Такое «смирение»: «Ты иди, ты будь нашим посредником. Пусть Бог говорит с тобой, а ты нам передавай». Тем самым народ в значительной мере отказался быть народом священников, царственным священством. А грех золотого тельца только усугубил это и привёл к соответствующим последствиям.

Влад Кулумбегов:

Да, очень интересно! То, о чём мы сейчас говорим, затрагивая Ветхий Завет (или ТаНаХ), важно для того, чтобы нам, новозаветным верующим, более ясно понимать, кто мы такие, чего от нас Господь хочет, что мы должны делать, куда и как идти. То, что происходило с Израилем в ветхозаветное время, для нас является образами и уроками.

Мария Кулумбегова:

Тем более, что на протяжении стольких лет Бог учил Свой народ через постановления, определённые запреты или какие-то проявления Божественного присутствия. Он учил их и воспитывал, что значит быть священниками, что значит служить Ему. И потом, когда многие народы присоединились к Богу, они не знали того, чему был обучен Израиль. Поэтому так важно нам знать то, что было изначально, знать корни нашей веры и нашего служения.

Влад Кулумбегов:

Борис Саулович, Вы говорили о якобы смирении, когда народ сказал Моисею: «Ну, иди ты вперёд…» И мне вспомнилось, как сегодняшние верующие возлагают свою ответственность на пасторов и говорят: «Ну ты же мой пастор, вот и веди нас! А я буду смотреть и следовать за тобой». Но предлагаю вернуться к разговору о священстве Синайского Завета.

Отличия левитов и священников

Левиты и священники – это одно и то же или всё-таки между ними есть разница?

Борис Грисенко:

Безусловно, не одно и то же. Хотя первоначально было выделено именно колено Левия, откуда происходили Моисей и Аарон, и именно колено Левия (прямо об этом не сказано, но из косвенных замечаний можно об этом судить) не было замешано в грехе золотого тельца. И когда Моше, спустившись с горы, был в ужасе от совершённого народом, мужчины из колена Левия совершили, можно сказать, ритуальное жертвоприношение. Они убивали своих братьев – тех, которые были главными инициаторами в этой измене Богу. Мы понимаем, что речь идёт о ветхозаветных временах, когда заповедей Нового Завета не было.

И мы знаем, что ещё как минимум в одном случае Бог провозгласил священство на многие поколения вперёд одному из библейских героев – Пинхасу (Финеесу). Вы помните, кого пронзил копьём Пинхас? И, как ни странно, это убийство старейшины, главы колена вместе с дочерью языческого князя одним копьём остановило эпидемию в народе и массовое поражение. И Бог сказал: «…Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нём заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своём и заступил сынов Израилевых» (Числа 25:12-13).

Нас это не должно смущать, но таким образом было выделено колено Левия: во-первых, неучастием в грехе и, во-вторых, активным искоренением греха из среды народа.

И уже позже из колена Левия был выделен род Аарона. Собственно говоря, в течение примерно полутора тысяч лет только потомки Аарона за одним исключением в Писании (не знаю, успеем мы об этом поговорить или нет) назывались священниками и исполняли священническое служение.

Левиты же были вспомогательными служителями, которые помогали священникам в богослужении сначала при скинии, а затем при храмах. Они несли различные важные богослужебные функции. Они были певцами, музыкантами, но на определённых святых, священных инструментах могли играть, например трубить в шофар или серебряные трубы, только когены, а не левиты. Левиты переносили все священные предметы, пока скиния была переносной, выступали ашерами, хранителями, стражами и прочее.

Когда мы говорим сейчас об ашерах, о служителях порядка, о тех, кто, скажем, грузит предметы богослужения, мы часто не понимаем, что это преемственное левитское служение. В протестантском обиходе слово «левиты» обычно используется только к группе прославления, но это неправомерное сужение преемственности левитского богослужения.

Влад Кулумбегов:

Да, очень интересно! Для меня по-новому открылось, что служение левитов — это служение вспоможения, ведь они помогали священникам в их служении Богу. Но те два момента, которые Вы подчеркнули, очень важные: левиты не участвовали в грехе и искореняли грех из среды Израиля, из среды Божьего народа или Божьей общины.

Но хотелось бы затронуть вопрос чистоты и святости священников и левитов ветхозаветных времен, их ответственности в служении Богу в доме Божьем. Есть ли чему поучиться у них современным служителям?

Борис Грисенко:

Действительно, есть, чему поучиться. Вообще, вся Тора (первые пять книг Моше) и затем другие книги Писаний, ТаНаХа (для христиан привычно – Старого Завета), показывают в отношении новозаветного священнодействия то, чего в Новом Завете не найдешь. Духу Святому не было нужды в Новом Завете начинать подробно описывать то, что уже детально было показано как образы, как символическая система, как направление деятельности и определенные границы в ТаНаХе. Конечно, существует много толкований на эту тему, но только в последние времена, когда всё больший интерес вызывают еврейские корни веры Нового Завета для всех верующих из всех народов, еврейские корни священства Нового Завета, для многих верующих открывается настоящий смысл и польза того, что воспринималось многие века как некие аллегорические описания и абстрактные образы.

Слава Богу, что мы понимаем: Господь при всех ограничениях ветхозаветного священства и левитства, а также для всего народа в плане богослужения показал (если мы внимательно читаем ТаНаХ) некоторые удивительные вещи.

Например, во время пробуждений, которые происходили в Израиле, я специально не буду говорить каких, только скажу, что это при одном из последних царей Иудеи, получилось так, что для совершения полноценных пасхальных жертвоприношений освятилось недостаточное количество священников. Кстати, многие христиане искренне считают, что сами древние евреи, если они не были священниками, не совершали жертвоприношений. Это ошибочно. Многие жертвоприношения должен был совершать сам мужчина, глава семейства. Но кровь жертв на жертвенник должны были действительно возливать именно священники, и ещё некоторые ритуальные действия имели право совершать только священники. Так вот, во время этого удивительного пробуждения в Древней Иудее священники не проявили такого рвения, как левиты, и Бог пророчески показал царю и другим, что можно привлечь к когенскому священнодействию также левитов, потому что они проявили больше рвения в освящении, чем сами священники. И тогда, с санкции Бога, при утверждении от Духа Божьего, левиты вместе со священниками совершали когенское служение при пасхальном жертвоприношении. И Бог не только их не покарал, но благословил в этом. Конечно, это исключительное событие, но в целом эта пророческая картина показала, что будет в новозаветные времена, когда каждый верующий, если он проявляет рвение в освящении и посвящении для того, чтобы служить народу Божьему и Единому Богу Израиля и всех людей, может быть полноценным священником и совершать святое служение.

Мария Кулумбегова:

И в доказательство тому, что говорит Борис Саулович, мы нашли очень интересный исторический еврейский источник, где написано: «Тора говорит так: «Страх перед Господом прибавляет дней, лета же нечестивых сокращаются». За 420 лет во втором храме сменилось более трёхсот первосвященников».

Борис Грисенко:

За 420 лет – больше трёхсот первосвященников. Вы только подумайте! То есть средний срок – чуть больше года.

Мария Кулумбегова:

«Так как они были недостойны своего избрания, то бо̀льшая часть из них умерла в первый год после своего назначения, а в первом храме за 410 лет справляли службу лишь восемнадцать первосвященников. Господь продлил их дни, ибо все они были богобоязненны».

Борис Грисенко:

За редким исключением. То есть происходило то, что мы можем увидеть в описании богослужения в Йом Кипур — праздник, который сейчас известен как День Судный. На самом деле Йом Кипур, или Йом Кипурим, значит День искупления, или День искуплений. То есть день, когда грехи покрывались и Бог совершал искупление Своего народа и освобождал его от грехов.

Но мы также понимаем и читаем это в Библии, что если первосвященник, будучи недостойным, совершал это страшное священнодействие и входил во святое святых, то совершался карет. Карет считается самой тяжкой карой. И ещё до истечения еврейского года, который отсчитывался тогда уже с Рош ха-Шана, за десять дней до Йом Кипура он умирал.

Влад Кулумбегов:

Да, это важно, именно поэтому я и задал этот вопрос. Ведь мы сегодня, как новозаветные верующие и служители, должны делать некие выводы и брать уроки, как совершать священнодействие и служение Богу в наше время так, чтобы нам было хорошо, а не плохо.

Мария Кулумбегов:

Подводя итоги разговора, что мы можем сказать о священнике Синайского Завета? Он должен был быть от Аарона, только мужчина, женщина не могла стать священником, у него не должно быть никаких телесных изъянов (это тоже накладывало определённые ограничения на желание служить). Даже если ты – мужчина, даже если ты родился в роду Аарона, но что-то не так в твоём физическом теле, ты не мог служить в храме. У священника должна быть определённая одежда и обязательно чистая. Нельзя было служить Богу в разорванной одежде, если она больше или меньше по размеру, или она грязная, или ты её у кого-то одолжил. То есть священники с честью носили ту одежду, о которой Сам Бог дал детали, что должно быть на священнике. Я думаю, что это отдельная большая тема «Символизм в одежде священников», она очень интересная, потому что каждая часть одежды имела своё значение.

Борис Грисенко:

Например, в 28-й главе Исхода об этом можно прочитать подробно. В еврейском комментарии, основанном на древнееврейских толкованиях, в разделе «Облачение коэна» говорится: «Значение коэнского облачения (священнического) должно стать очевидным из указаний, которые даются в заключительных стихах этой главы. Здесь нам сообщают, что характер коэнства и, таким образом, законность жертвенной службы настолько зависят от одеяний коэна и от каждой предписанной для них детали, что эти указания должны быть «вечным законом», что без этого облачения священник считается «чужаком» и к нему применимо заявление «Чужак, приблизившийся (к Святилищу), должен умереть».

Представляете, да? Тут очень-очень интересный большой комментарий, я прочёл только начало. Надо понимать важность священнического облачения, именно правильного, не такого, какое каждый себе выбрал по вкусу, и один украсил его драгоценными камнями, другой – золотом, третий – многоцветием, четвёртый – ещё как-то, один надел берет, другой – тюрбан, третий сделал причёску с оселедцем. У всех священников должна была быть одинаковая священническая одежда, кроме одного – первосвященника, чья одежда и будничная, и в Йом Кипур принципиально отличалась от одежды других священников.

В свете этого становится понятной знаменитая притча Иешуа, где Он говорит о том, что хозяин пира увидел одного гостя, который был не в праздничной одежде, и говорит: «Друг, как ты сюда попал в этой одежде?»

То есть он по-дружески к нему относится, но в своей одежде мы не можем устоять на вечном пиру Господнем. Мы должны иметь одну единую священническую одежду, как священники Нового Завета, чтобы быть принятыми на святом пиру нашего Господина.

При подготовке статьи использованы материалы передачи «Еврейский взгляд» (КЕМО).

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

пять + 14 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.