Главная / Служение евреям / Священство Синайского и Нового Завета. Преемственность и отличия. /Часть 2/ | Борис Грисенко

Священство Синайского и Нового Завета. Преемственность и отличия. /Часть 2/ | Борис Грисенко

Священство Нового Завета

Влад Кулумбегов:

Мы рассмотрели основные особенности служения священников и левитов в Ветхом Завете. Переходя ко второй части нашего разговора, которая называется «Священство Нового Завета», прочитаем отрывок из Книги Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31–33).

Борис Саулович, среди христиан из разных конфессий и деноминаций бытует мнение, что Господь заключил Новый Завет с Церковью, а именно с христианами из всех народов. Но в прочтенном отрывке подчёркивается: «заключу с домом Израиля и с домом Иуды».

Можем ли мы кратко об этом поговорить и раскрыть священство Нового Завета, касающееся всех верующих?

Борис Грисенко:

Безусловно! В 32-ой и 33-ей главах Книги Иеремии записаны и другие пророчества о Новом Завете, хотя только в этом великом пророчестве великого пророка употреблено выражение «новый завет», причём подчёркнуто, что он будет не таким, как Синайский. Но во всех перечисленных местах говорится, что завет будет заключён с еврейским народом, причём со всем еврейским народом.

Что касается утверждения о том, что Бог заключил Новый Завет с Церковью из всех народов (раньше почти все христиане так утверждали, слава Богу, эти времена отходят в прошлое), то подобное утверждение отменяет пророчества Иеремии и другие подобные пророчества. Получается, что тот Новый Завет, о котором говорят такие люди, не соответствует всем пророчествам о Новом Завете, данным в Ветхом Завете (ТаНаХе). И, конечно же, это не соответствует тому, как Бог готовил Израиль (в Евангелие мы читаем, что Он готовил именно Израиль и только Израиль) к заключению Нового Завета, как Он заключил Новый Завет, что происходило в результате заключения Нового Завета и как распространялась благая весть Нового Завета через еврейских апостолов, евангелистов, пророков и учителей. Не соответствует! Поэтому понятно, что если Новый Завет не заключён с домом Израиля и домом Иегуды, то он вообще не заключён.

Иначе это какой-то еретический Новый Завет, например Маркиона, который отделял Бога Старого Завета от Бога Нового Завета и говорил, что Тот Бог, Который дал Ветхий Завет, – это злой Бог, Демиург, а настоящий, хороший Бог только в Новом Завете, и то не во всём Новом Завете. Он оставлял только Евангелие от Луки и Послания Апостола Павла, и то подчищал их.

Поэтому ясно, что раз и навсегда Новый Завет заключён с домом Израиля и домом Иегуды. Эти два выражения означают завет со всем еврейским народом и через него – с другими народами.

Влад Кулумбегов:

Иначе священство Синайского Завета и Божье избрание Израиля как первенца остановилось бы в ТаНаХе (Ветхом Завете) и не перешло в Новый Завет. Слова Иеремии продлевают Божьи пророчества на Израиль уже в Новом Завете.

Но каковы же отличия священства Нового Завета, Борис Саулович? Мы детально рассмотрели функции священников Ветхого Завета и даже служение левитов, увидели, как Бог через Моисея избрал Аарона. А кто избирает священников и служителей Нового Завета? Все ли являются священниками в Новом Завете? Все ли призваны к служению или только какая-то часть Тела Мессии?

Борис Грисенко:

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно взять Новый Завет и посмотреть, что там говорится не только о священниках, которые исполняют служение при храме, но и о священниках Нового Завета.

Влад Кулумбегов:

Например, Первое Петра 2:9: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет».

В некоторых толкованиях словосочетание «царственное священство» разделяется на «царей» и «священников». Цари – это те, которые служат Богу в политике или бизнесе. А священники – это пасторы, пророки и учителя, которые должны служить в церкви. Насколько правильно такое толкование этого стиха?

Борис Грисенко:

Это достаточно модерновое толкование, потому что в прежние времена царями назывались цари в буквальном смысле слова. И хотя Церковь отвергла Израиль, отвергла все обетования Израилю, перенесла их на себя и подчёркивала, что Новый Завет абсолютно не такой, как Ветхий, цари христианских держав удивительным образом провозглашались помазанниками на основании того, что в ветхозаветные времена цари Иудеи, и в отдельных редких случаях цари Израиля, также были помазанниками. Это очень странная запутанность, которая была выгодна церкви, соединённой с государством.

Понимание царей как помазанников возникло только тогда, когда гонения на христиан в Римской империи прекратились и Константин, новый император, объединивший империю, вместо гонений дал особый привилегированный статус христианской церкви и стал главным координатором церковной политики и церковных решений. Это развивалось и в Византии. Например, при императоре Юстиниане была установлена так называемая Симфония, которая сводилась к тому, что никакие решения в церкви не могут приниматься без императора. Епископ во времена правления Юстиниана являл собой классическое выражение теории цезарепапизма конкретным постановлением: «В церкви ничего не должно происходить вопреки указанию и воле императора».

А один из самых знаменитых византийских патриархов обосновал такую духовную систему: императрица печётся о телах подданных, патриарх (глава церкви) печётся о всех духовных вопросах, но император выше императрицы и патриарха, потому что император помазан, на императоре – власть и полномочия заботиться обо всём: и о физических (материальных) нуждах, и о духовных. Это пример тройственной власти в христианской империи.

Может быть, кто-то думает: «Зачем это рассказывается?» Но это для того, чтобы вы поняли, кто такие были цари на протяжении многих веков исторического христианства. Но царями назывались именно цари.

И вот новомодные утверждения. Эти утверждения возникли в евангельских церквях, и очевидным образом их цель – поднять репутацию богатых или влиятельных людей, которые были членами церкви, не несли никакого особого служения, но приносили деньги, часто большие деньги, и обеспечивали влияние церкви в разных слоях общества. Конечно, это манипуляция, абсолютно не соответствующая Новому Завету и всей Библии. Но, к сожалению, до сих пор многим эта манипуляция нравится. Она нравится тем бизнесменам и политикам, тем, как сказал один известный «апостол» в Киеве, «влиятельным людям», которые таким образом оказываются в глазах верующих особыми служителями, на самом деле не служа, но принося большую десятину (причём совершенно непонятно, чем они отличаются в глазах Бога от какой-нибудь бабушки, которая тоже приносит десятину) или иногда продвигая интересы церкви. И это, конечно, устраивало некоторых, скажем так, озабоченных мирским влиянием и слишком озабоченных материальным благополучием лидеров церквей.

Мария Кулумбегова:

Если говорить о помазании (или о елее помазания), то в Ветхом Завете мы видим особенное отношение к нему; существуют повеления о том, что этот елей нельзя использовать в собственных целях ни для парфюма, ни для чего-то другого. Этим елеем священники были помазаны и отделены для служения. Как этот принцип применим для священников Нового Завета?

Борис Грисенко:

Согласно тем немногим местам Писания, где говорится о священнодействии Нового Завета, и гораздо большему числу мест Писания, где говорится вообще о служении Нового Завета, священниками Нового Завета являются все верующие. Все верующие, которые спасены по вере, возрождены от Духа Божьего и от воды; которые искренне решились идти за Господом, уже по факту своего спасения, рождения свыше и исполнения Духом Святым являются священниками Нового Завета. И у них есть дарованное для этого помáзание (или помазáние) Святого Духа, в то же время помазание, которое исходит от Главного Помазанника Иешуа, Помазанника Машиаха (что, собственно, и значит помазание), и они призваны использовать это помазание для определенных целей.

Для чего же дано помазание Нового Завета? Оно дано для служения во спасение ещё не спасённых людей, для утверждения в вере тех уже спасённых, которые вошли в Тело Мессии, для защиты Божьего народа. И в отличие от ветхозаветного помазания оно может усиливаться, развиваться, поднимать в служении и переводить из одного служения в другое верующих согласно Божьему плану.

Влад Кулумбегов:

Можно сказать, что верующие Нового Завета являются священниками – царственным священством.

Борис Грисенко:

Почему они являются царственным священством? Потому что они – священники, которые участвуют в служении великого, вечного и единственного в Новом Завете Первосвященника, Самого Машиаха, Самого Мессии, Который из колена Иегуды, а не из колена Левия, и Который объединяет в Себе как роль и служение Первосвященника, так и роль и служение Царя Израиля и Царя всех людей. Таким образом, если Он живёт в нас, а мы живём в Нём, то Он должен быть нашим главным одеянием, то есть мы должны быть облечены в Него (слово «облечены» значит «одеты»). Это одеяние, которое Он даёт нам, – священническое и царственное, поэтому верующие являются царственным священством. В Послании к Римлянам написано, что Господь даёт нам уже в этой жизни царствовать через Царя царей (Рим. 5:17).

Влад Кулумбегов:

Маша говорила, что в Ветхом Завете священниками могли быть только мужчины. Могут ли в Новом Завете быть священниками женщины?

Борис Грисенко:

Безусловно. В Писании нет исключений из новозаветного священничества по признаку пола. Также когены и священники Синайского Завета могли вступать в священническое служение только по достижению двадцатилетнего возраста. А в Новом Завете может ли священнодействовать верующий, который не достиг двадцатилетнего возраста, как вы думаете?

Маша ответила уверенно, а Влад задумался. Кстати, Влад представляет очень хорошую кавказскую культуру, в которой старших уважают гораздо больше, чем, к сожалению, в Украине. Поэтому он задумался.

Влад Кулумбегов:

Да, во всех кавказских народах уважение и почтение старших – это часть культуры, которая по Писанию дает долголетие. Когда я стал верующим, то задумался, почему же на Кавказе люди так долго живут.

Борис Грисенко:

Причём не в инвалидном состоянии, а будучи крепкими, здоровыми, с ясностью разума, и их не сдают в дома престарелых.

Влад Кулумбегов:

Слово Божье говорит: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 5:16).

Борис Грисенко:

Это та часть древнееврейской традиции, которая перешла в традицию апостольской общины (церкви) и долгое время держалась среди нескольких поколений верующих Нового Завета, но постепенно стала размываться. Бог хочет восстановить эту традицию, потому что для Него важны и молодые, и пожилые священники. Для Бога важны опыт, знания и мудрость старцев в Теле Мессии, в каждой поместной общине, потому что должно быть гармоничное соединение всех составляющих. Иначе кто и как дойдёт до полного возраста Мессии?

Мария Кулумбегова:

И, говоря о возрасте, достаточно вспомнить, что Аарону было восемьдесят три или восемьдесят шесть лет, когда он получил призыв начать невероятное в своей жизни.

Влад Кулумбегов:

Немного раньше мы говорили о том, что человек с изъянами в теле не допускался как священник в Ветхом Завете. Но я вспомнил Ника Вуйчича без ног, без рук, который сегодня является таким Божьим служителем, священником, через которого Господь приводит десятки и сотни людей…

Борис Грисенко:

…и тысячи людей.

При подготовке статьи использованы материалы передачи «Еврейский взгляд» (КЕМО).

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

девятнадцать + тринадцать =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.