Главная / Служение евреям / Священство Синайского и Нового Завета. Преемственность и отличия. /Часть 3/ | Борис Грисенко

Священство Синайского и Нового Завета. Преемственность и отличия. /Часть 3/ | Борис Грисенко

Обеспечение служителей Нового Завета

Мария Кулумбегова:

Продолжая разговор о священстве, уточним, что во времена Ветхого Завета священники не имели удела среди народа Израиля. Как мы можем это соотнести с нами, как священниками Нового Завета? К тому же для кого-то он актуальный: чем жить, что кушать?

Мария Кулумбегова:

Например, я могу сказать, что мы не имеем удела в этом мире, в котором живём.

Борис Грисенко:

Вот! Потому что все верующие – священники.

Влад Кулумбегов:

Мы размышляли об этом вопросе с Машей дома, когда готовились, и я вспомнил Павла, который сам себе шил палатки, чтобы никому не быть обузой, и в то же время совершал апостольское служение.

Борис Грисенко:

Интересно, что именно раввин Шауль (Павел), он же великий Апостол, делал особенный акцент на том, что Божья община должна содержать тех своих служителей, которые неустанно пекутся о Божьем народе, особенно трудятся в Слове, она должна заботиться о них, и это Божий порядок. Также Павел признаёт, что он и Варнава являются исключениями. Они не брали ничего, чтобы не навредить тому исключительному служению, которое несли, особенно нёс Апостол Шауль (Павел).

В то же время, например, Тимофея он даже заклинает, чтобы тот не стеснялся в вопросе обеспечения, и предупреждает других в разных своих посланиях. И мы должны это понимать. Потому что если кто-то из пастырей в общине, в которой есть определённый избыток средств, не берёт себе обеспечения из общины, например зарплаты, то это не значит, что другие старшие служители в той же общине не должны получать обеспечение и, скажем, полноту благословений от этой общины.

С другой стороны, важно, чтобы старшие служители не выкручивали руки своих общин и церквей, особенно небольших, с ограниченными сборами, заставляя их обеспечивать себя в любом случае. Это не соответствует Писанию, хотя существуют различные теории. Но если община может обеспечивать старших служителей, то это благословение для неё и для них.

Влад Кулумбегов:

Во Втором Послании к Коринфянам 3:6 написано: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит».

Хотелось бы узнать: эта способность дана всем или некоторым? А также все ли должны быть служителями или какая-то часть верующих Нового Завета?

Борис Грисенко:

На самом деле, в оригинале этого Послания написано: «Он сделал способными». Он сделал способными всех Божьих детей быть служителями Нового Завета.

Влад Кулумбегов:

Не просто «дал», а «сделал способными».

Борис Грисенко:

Это не совсем точный перевод. И из не совсем точного синодального перевода можно сделать далеко идущие выводы, например, можно даже прочитать так: «Он даёт способность…». Кому-то даёт, а кому-то нет. Но Он всех сделал способными!

Влад Кулумбегов:

Способными быть служителями или способными служить?

Борис Грисенко:

Это одно и то же: способными быть служителями и способными служить. Но здесь заложен очень важный смысл и в то же время предупреждение. Господь не навязывает никому то служение, которое Он уже вложил в наше новое сердце, когда родил нас от Своего Духа. Он даёт нам потенциал служителя и, как написано в 4-й главе Послания к Ефесянам, даёт благодать и соответствующие дары служить Ему, Его народу, спасению других. Но Он не заставляет нас. Поэтому, к сожалению, большой процент верующих Нового Завета не развивает этот потенциал, и он угасает в них. Или они начинают делать что-то, а потом, как в притче о сеятеле, мирские заботы, обольщение богатством, суета, проблемы, обстоятельства отвлекают их, и они погружаются в нормальную, обычную жизнь, я даже не имею в виду грехи.

Но верующие Нового Завета не призваны к обычной жизни. Мы все призваны быть учениками Господа и следовать за Ним. А это невозможно без того креста, который Он вручает каждому и предлагает его нести. Мы можем отложить этот крест и даже стараться кое-как идти за Господом, но Он говорит, что в таком случае мы всё равно не будем Его учениками. Многие рассуждают: что же такое тот крест, который нужно нести? По крайней мере, в состав креста в обязательном порядке входит посвящённое служение.

Влад Кулумбегов:

Вы хотите сказать, что быть служителем — это значит служить как новозаветный верующий не только в церкви и в общине, но в своей жизни, где бы ты ни находился?

Борис Грисенко:

Везде и всегда, потому что это второе, или третье, или десятое отличие новозаветного священства от старозаветного. Потому что основное служение старозаветных когенов (священников) происходило при скинии или в храме. Подавляющее большинство священников жило за пределами Иерусалима, и когда они отправлялись в Иерусалим для совершения богослужения (а каждой череде священников выпадала одна неделя в полгода для богослужения в храме), то они должны были особенно освятиться, провести ряд специальных обрядов освящения и очищения для того, чтобы быть достойными совершать это служение. А для нас – это вопрос каждодневного освящения, очищения и обновления в Духе Святом через кровь Машиаха, потому что каждый день нашей жизни должен быть в той или иной мере служением Ему.

Влад Кулумбегов:

Мы не можем рассматривать служение Богу в общине или церкви отдельно, и нашу жизнь отдельно от служения Богу, вне общины или вне церкви. Это всё одно.

Борис Грисенко:

Это всё одно, единое, но, конечно, посвящённое служение в поместном Теле Мессии является ядром остального служения. Это посвящённое служение (когда мы подотчётны друг другу, когда мы являемся частью большого живого организма, когда мы поддерживаем кого-то справа или слева и поддерживают нас, когда мы знаем, как говорил Суворов, свой манёвр и заботимся о том, чтобы это помогло нашим братьям и сёстрам) является нашим центральным служением, из которого вытекают другие формы служения, скажем так, за пределами общины.

Ограничения в служении Ветхого и Нового Заветов

Мария Кулумбегова:

Говоря об ограничениях в Ветхом Завете, можно вспомнить ещё два. Это ограничение женитьбы, то есть священники не могли жениться на девушках или женщинах определённого ранга или с определённым прошлым. Или определённого происхождения.

Мария Кулумбегова:

В Новом Завете из этого правила можно вынести только то, что, вступая в брак, нужно понимать, с кем ты связываешь свою жизнь, и что нельзя заключать брак с неверующими. Для того чтобы нести священнодействие, быть священником, мы должны помнить, что создавать семьи мы можем только с верующими людьми.

Борис Грисенко:

По сути, это единственное ограничение Нового Завета. Но также очень важно человеку, который уже вошёл в то или иное посвящённое служение, перед свадьбой оговорить с невестой или женихом, насколько их потенциальные супруги готовы так или иначе участвовать в служении Господу.

Влад Кулумбегов:

На прошлой передаче у нас была семья – Александр Базь и его супруга, служители танцевального служения в нашей общине. Когда я задал Александру вопрос: «Как вы всё успеваете? Вы работаете, у вас двое детей, оба служите и являетесь руководителями служения». Он ответил, что их недельный график исходит из служения Богу в Божьей семье. И всё остальное выстраивается, исходя из служения, занятости, репетиций, поездок. Мне очень понравился такой подход!

Мария Кулумбегова:

И вот последнее ограничение. В Ветхом Завете священники не могли прикасаться к мёртвым телам. Что в Новом Завете для нас это значит?

Борис Грисенко:

Действительно, ритуальная нечистота от прикосновения к мёртвому телу была настолько серьёзной, что она не могла быть убрана без омытия водой, смешанной с пеплом рыжей телицы, специально принесенной в жертву. А в Новом Завете мы должны понимать это духовно, и никакая духовная мертвечина (то, что так или иначе чревато духовной смертью или хотя бы угашением Божьей жизни в нас) не должна осквернять нас. Это ситуации, когда мы сталкиваемся с серьёзными искушениями, или этот мир подталкивает нас к определённым компромиссам, или даже некоторые религиозные системы подталкивают нас к компромиссам, и эти компромиссы говорят: «Ничего страшного! Наша традиция, основанная на собственных представлениях или преданиях, отменяет (может быть, так прямо не отменяет, но по сути отменяет) некоторые постановления Писания, прежде всего Нового Завета. И наша традиция развивает учение Нового Завета, так что вы не смущайтесь, прикасайтесь, используйте и не бойтесь. Мы говорим вам, что это можно!» Или когда в той или иной церкви, общине или деноминации говорят: «Да, в принципе, это не очень хорошо, это даже грех. Но ради Божьих святых целей, ради продвижения нашей церкви, ради того, чтобы мы могли выйти на новый уровень влияния, воздействия в обществе или получить какие-то бонусы, которые позволят нам построить здания, подготовить миссионеров и подобное, мы можем пойти на этот компромисс не ради себя, а ради святого продвижения». Каждый человек, которого ставят перед таким выбором, должен знать: это мертвечина.

Влад Кулумбегов:

Я помню, на одном из ретритов Вы говорили, что мы – письмо Христово, читаемое многими людьми. И если мы не открываемся для людей, чтобы они могли прочесть то, чем мы живём, с Кем мы живём и Кому мы поклоняемся, то мы блокируем действие Божьей благодати, Его жизни внутри нас самих. Это также относится к нашей теме служения Богу не только внутри общины (церкви), но и там, где мы находимся.

Отличия заповедей Нового Завета от Синайского

В отрывке Послания к Коринфянам (3:6), который мы сегодня рассматривали, говорится, что служение Нового Завета – это служение не буквы, но духа.

Борис Грисенко:

Да, это очень важно! Во-первых, этот отрывок подчёркивает, что теперь заповеди Синайского Завета, особенно их ритуальная часть, не должны связывать и ограничивать нас. Но мы должны принимать то духовное наполнение, тот духовный внутренний смысл этих заповедей, который остаётся вечным.

Во-вторых, важно помнить (об этом также написано в Послании Апостола Петра (Шимона), что всё Слово Божье вдохновлено Духом Святым. И без Духа Святого мы не можем его по-настоящему понять, принять и тем более исполнить. Поэтому нужно воспринимать Слово Божье в том Святом Духе, в котором оно написано.

И в-третьих, нам необходима сила Святого Духа и та власть Иешуа, которая открывается Духом Святым. И нам просто необходимо напоминать себе, что только там, где Дух Господень, там свобода. Поэтому если мы становимся книжниками, которые вникают в Писание, но закопались в его полуакадемический, полукритический анализ, применяем различные грамматически-лингвистически-историко-культурные, экзегетические методы толкования, но в то же время забываем о том, что именно Руах ha’Кодеш (Дух Святой) даёт освящение нашему разуму, чтобы не только правильно понять Писание, но и применять в конкретных ситуациях, мы действительно впадём в одну из крайностей. Либо мы станем законниками, и буква будет убивать нас и, возможно, через нас – других. Либо мы станем либералами-релятивистами, которые будут говорить: «Да ну, это всё имело значение в своё время, а сейчас не имеет значения, и не только ритуальный закон, но и Новый Завет – был актуален в древности, а мы сейчас – это совсем другое, значит, и не нужно держаться за это…» – как и происходит в некоторых современных деноминациях, которые говорят: «Ну гендер, так гендер, лишь бы был здоров! Люди любят друг друга, Вася любит Лизу, а Петя любит Васю – ну какая разница?! Лишь бы они любили друг друга!»

Влад Кулумбегов:

И носили десятину в церковь.

Мария Кулумбегова:

Компромиссы.

Борис Грисенко:

Да. Без Духа Святого Слово Божье, к сожалению, имеет тенденцию превращаться в мёртвую букву.

Вопросы зрителей и ответы раввина

Мария Кулумбегова:

У нас есть несколько вопросов от зрителей.

Первый вопрос. Заменяет ли сегодня раввин место священника в Израиле?

Борис Грисенко:

Ни в коем случае! Раввин не занимает место священника в Израиле, кроме некоторых ортодоксальных и ультраортодоксальных движений иудаизма, где действительно существует такая замена. По факту они постоянно провозглашают, что раввин – это не священник, но тем не менее, есть течения иудаизма (и очень популярные!), где раввины имеют гораздо большую власть над своими талмидим (учениками), чем священники в Израиле и даже многие первосвященники. Это та религиозная игра, которую мы наблюдаем в современном иудаизме.

Мария Кулумбегова:

Ещё один вопрос, я думаю, он касается больше литургии.

Второй вопрос. Как относиться к храмовому служению православных и католиков, если храма в Израиле сегодня нет?

Борис Грисенко:

Как-то я пошёл молиться на место, которое на 90% является местом исторической Голгофы в Иерусалиме, и случайно задержался на ночь (там закрыли ворота). Со мной был служитель православной церкви Антиохийского патриархата, американец, который специально приехал в Иерусалим молиться. Мы вместе молились и провели много часов, общаясь. В конце он сказал: «Но послушай, православная церковь является самой точной церковью, сохранившей преемственность с ветхозаветным иудаизмом. Наши храмы построены по образцу Иерусалимского храма. — На самом деле, это не совсем так, потому что храмы начали строиться при императоре Константине по образцу римских базилик и императорского дворца, и уже потом под них подвели устройство Иерусалимского храма. Ну, хорошо, предположим. — Одежды наших священников тоже по образцу одежды священников Иерусалимского храма».

Я не стал ему ничего говорить об иконах, но спросил об одном: «А что делает храм освящённым?» Он замялся, потому что понял, что я знаю, что без мощей святых, которые под алтарём, храм не считается освящённым. В то же время кости даже самых святых людей во времена существования храма были осквернением, а не освящением.

Ответ на вопрос, что же считается храмом в Новом Завете, можно почерпнуть из Нового Завета.

Влад Кулумбегов:

Борис Саулович, спасибо большое! Мы поговорили о том, что в Ветхом Завете (в Синайском Завете) в священстве были определённые правила и ограничения. В Новом Завете открыты двери и дана привилегия всем верующим быть священниками, чтобы служить Господу, угождать Ему и жить жизнью служения, взяв свой крест и следуя за Машиахом. Это привилегия, но также большая ответственность. В этом священнодействии мы совершаем своё спасение в страхе и трепете, и тем самым даём действию Божьей благодати раскрываться ещё больше в служении и в спасении, чтобы, когда мы придём в Небесный Иерусалим и предстанем перед Господом, нам не было стыдно за то, что у нас была привилегия, но мы не использовали Божью благодать в служении Ему. Потому что, как сказал Борис Саулович, без благодати Божьей, без Духа Святого мы не сможем в полноте радостно совершать служение Господу не только в церкви или общине, но и в своей жизни.

Мария Кулумбегова

Еврейская мудрость говорит, что счастлив тот, кто радуется своей участи. И дай Бог каждому из нас прийти к этому осознанию: кто же я? Я — просто прихожанин в своей общине, церкви, я — просто наблюдатель, или я — священник? И если я священник, радуюсь ли я своей участи? Несу ли я это радостно, достойно, освящаюсь, готовлюсь ли я к этому священнодействию? Как я проживаю свою жизнь как служитель?

Влад Кулумбегов:

Борис Саулович, по нашей доброй традиции, Ваше пожелание нашим зрителям и Ваше краткое благословение в молитве.

Борис Грисенко:

В первую очередь тем, которые ещё взвешивают, стоит ли им отдавать своё сердце и доверять свою жизнь Царю Израиля, Царю всех людей, Тому Машиаху, Который умер за вас, — моё пожелание: всё взвесьте, но не медлите, потому что день завтрашний не в нашей власти. А тем, кто уже Божий ребёнок, Божий сын или Божья дочь, но по разным причинам не решался войти в посвящённое служение, время от времени делали какие-то добрые дела, без особых обязательств, боясь принять над собой реальную духовную власть, боясь ответственности и многого другого, я хочу сказать, что нужно попросить прощения у Господа за то, что Его потенциал не был задействован по-настоящему, и брать на себя лёгкое иго Господа, Его доброе бремя, которое освободит вас от многих треволнений, смущений, беспокойства и даст в ваши руки власть решения тех проблем, которые, возможно, до сих пор из-за этого не были решены.

При подготовке статьи использованы материалы передачи «Еврейский взгляд» (КЕМО).

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

10 + 6 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.