Главная / Другие материалы / Уважение /Часть 4/ | Мария Кулумбегова

Уважение /Часть 4/ | Мария Кулумбегова

Библейский пример отношения к мужьям Михаль и Вашти

Заглянем в Писание. Но перед тем зададим себе вопрос: что общего между Мелхолой и Вашти (или Астинь)? Это жёны царей, обе – прекрасные царицы. Мелхола была дочерью царя Саула, которая потом стала женой Давида. Вашти (или Астинь) была женой Ахашвероша. В ивритских текстах очень хорошо видно, что Мелхолу (на иврите Михаль) и Астинь (Вашти) объединяет маленькое еврейское слово בָּזָה (произносится «база»). Оно обозначает «презирать», «пренебрегать», «унижать», «уничижать», «бесславить». ТаНаХ использует одно и то же слово в описании поведения двух женщин по отношению к своим мужьям. В результате такого поведения обе лишились многого. Чего лишилась Вашти? Царства, своей позиции. Чего лишилась Михаль (или Мелхола)? Детей. И, скорее всего, счастья в семьях у них также не было. Давайте запомним это еврейское слово – בָּזָה (база).

Пример Астинь: презрительное отношение к мужу

Поговорим подробнее о Вашти (Астинь). В качестве современного персидского имени обычно оно толкуется как «доброта», но, скорее всего, происходит от vahišta – «лучший, отличный», окончание «и» означает, что это женский род. Таким образом, имя можно перевести как «самая прекрасная из женщин», «лучшая из женщин».

Муж Вашти, царь Ахашверош, сделал пир. Часто ускользает от внимания, что она также в это же время сделала пир. Кто был на пиру у Вашти? Женщины, жёны тех, кто был на пиру у её мужа. То есть у Ахашвероша пировали все сатрапы, князья, начальники, а жёны этой верхушки были на пиру у Вашти.

Один из еврейских мидрашей объясняет, почему, когда царь позвал её, Вашти к нему не вышла. По версии этого мидраша, Ахашверош захотел, чтобы его жена предстала перед пьяной компанией оголённой – только в царском венце. На самом деле это не соответствует действительности. В то время существовал персидский обычай, согласно которому «царица ещё в большей степени, чем жёны других мужчин, была сокрыта от глаз людей», и этот закон делает подобное предположение маловероятным. Танцовщицы могли развлекать гостей в какой угодно одежде, но царица должна быть сокрыта от глаз людей. Поэтому, когда царь сказал:

Я хочу, чтобы ты пришла и показала себя, – он как будто хотел показать это сокровище, которое у него есть. Я не думаю, что какой-либо муж хотел бы, чтобы его жену вывели абсолютно обнажённой перед остальными мужчинами. В этом тексте речь совсем о другом.

Есфирь, 1-ая глава, с 9-го стиха:

«И царица Астинь сделала также пир для женщин в царском доме царя Артаксеркса. В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал Мегуману, Бизфе, Харбоне, Бигфе и Авагфе, Зефару и Каркасу – семи евнухам, служившим пред лицем царя Артаксеркса, чтобы они привели царицу Астинь пред лице царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту её; потому что она была очень красива. Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, объявленному чрез евнухов. И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нём».

И он начал спрашивать совет у своих советчиков, у князей персидских и мидийских. В то время царь Ахашверош владел огромными территориями чуть ли не полмира принадлежало ему. И все представители этих областей были там. То есть он собрал во дворце мужчин со властью, с деньгами, с силой. Он обращается к ним:

– Теперь дайте совет, как мне поступить?

Возникает вопрос: чего испугались эти богатые, наделённые властью мужчины, почему они дали такой совет? Они боялись, что, имея власть, богатство и позицию в обществе, дома им жёны покажут, кто хозяин, что, имея почёт где-то, дома они будут терпеть унижение, видеть пренебрежение, там, в своей семье, они услышат то, что слышит сейчас царь.

Джон Эмерсон Эггерих в книге «Любовь и уважение» рассказывает историю одной женщины, которую он консультировал. Она очень сокрушалась и говорила:

– Вы знаете, я всегда к мужу относилась как-то так… без особого уважения. Я такая эмоциональная, я всё решаю, а он такой спокойный…

Спустя какое-то время после этого разговора она попала к мужу на работу (он занимал руководящую должность). Женщина хотела сделать ему сюрприз, поэтому мужа не предупредила. Подойдя к кабинету мужа, она увидела очередь у его двери люди ожидали возможности спросить у него совет. Ее удивило, с каким уважением и почётом к нему относились сотрудники. Она поняла, что люди его ценят, и расплакалась прямо в коридоре. Сюрприз не получился к мужу женщина в тот день не попала, зато она увидела реальность, и ей стало очень стыдно, что на работе этот мужчина имеет уважение, а дома он получает от неё презрение.

Стихи 16 и 17 из книги Есфирь мы прочитаем из Торы (я просмотрела много разных переводов, чтобы увидеть, в чём же суть):

«И сказал Мемухан пред лицем царя и князей: Вашти царица поступила безобразно не по отношению к царю одному, но и по отношению ко всем князьям и народам, которые есть во всех государствах царя Ахашвероша, неуважение – это безобразный поступок, который случается,

ибо дойдёт известие о поступке царицы до всех женщин, и станут мужья их בָּזָה (база) презренными в глазах их».

Или есть ещё такой перевод: «Жёны перестанут их уважать, потому что станут они говорить: царь Ахашверош повелел привести Вашти царицу пред лице своё, а она не пришла».

Следующий 18-й стих очень интересный. Я сначала прочту его в синодальном переводе, а потом дополню:

«Теперь же княгини Персидские и Мидийские, которые услышат о поступке царицы, будут то же говорить всем князьям царя; и пренебрежения и огорчения будет довольно».

Вроде бы все понятно, но мы не видим текст до конца. Обратите внимание: княгини Персидские и Мидийские будут говорить то же всем князьям царя; и пренебрежения – и здесь опять употреблено слово בָּזָה (база), то есть «унижения», – а в нашем тексте написано «и огорчения». Муж получил долю неуважения, и у него огорчение – это по нашему синодальному тексту. Но в оригинале это слово означает «гнев», «ярость», «негодование», «разозлить», «прогневаться», «злиться», «раздражаться», «гневить». То есть жёны прояляют к мужьям неуважение, и как результат – гнев, злость, и этому не будет конца, этого будет преизбыток.

– Почему мой муж на меня злится? – Потому что в твоих поступках есть что-то неуважительное.

– Почему он на меня раздражается? – Потому что что-то есть в твоём тоне, что показывает неуважение к нему.

Поэтому мы можем ещё раз прочитать этот стих вот так: «Сегодня же знатные женщины Персии и Мидии, услышав о поступке царицы, взбунтуются против своих мужей. И тогда презрению жён и гневу мужей не будет конца».

Вот что означал поступок царицы Вашти. Неуважение, презрение, пренебрежительное отношение убивает семью изнутри. В Притчах 14:1 сказано, что «мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками», разрушит по кирпичику, с каждым поступком неуважения, с каждым тоном неуважения. Когда она не проявляет к мужу то уважение, которое в нем заложено Богом. Когда жена вместо успехов мужа начинает замечать неудачи и концентрироваться на них. Что мы видим, когда мы смотрим на мужа? Нам нужно научить своё сердце, свой разум, свои глаза видеть мужей с точки зрения Бога.

Пример Мелхолы: уничижение мужа в сердце

Следующая женщина, о которой мы поговорим, – это Мелхола (или Михаль). Что мы знаем о ней? Она была молодой девушкой и влюбилась в царя Давида, который ещё не был царём. Он был сначала пастушком, потом во дворце её отца играл на музыкальных инструментах, и она что-то знала о нём внутри. Она знала, что он – это будущее Израиля. Она знала, что в нём есть призвание от Бога. Она видела, как отец мучается под воздействием бесов, и как Давид, этот молодой юноша, его успокаивает, что-то необычное она видела в нём. И написано, что Саул хотел отдать в жены Давиду одну из своих дочерей, но он знал, что Михаль полюбила его. Он ещё не был царём, он не был богат, и чтобы получить её, Давиду нужно было потрудиться очень сильно, принести выкуп за царскую дочь.

Но она увидела в нём что-то, её сердце откликнулось к нему. Когда Саул хотел убить Давида, она вместо Давида положила статую, а ему помогла бежать. Она спасла ему жизнь, она обманула царя – своего отца – ради него. Мелхола любила Давида, она видела в нём Божий потенциал, то Божье ядро, которое в нем было заложено. И это дало ей силу преодолеть всякие трудности, даже ненависть своего отца.

Потом Саул отдал её в жены другому человеку, прошло много времени, и только когда Давид воцарился полностью, он потребовал, чтобы Мелхолу привели к нему назад, как его законную жену. Её привели, но за это время что-то изменилось в её сердце. Вскоре Давид решил перенести ковчег в Иерусалим. Эту историю мы читаем в Первом Паралипоменон (15-ая глава) и во Втором Царств (6-ая глава): «И было: ковчег Бога достиг града Давида, а Михаль, дочь Шауля, глянула через окно, и увидела царя Давида плящущим и веселящимся, и почувствовала в сердце своём презрение к нему». И мы снова здесь видим это слово בָּזָה (база). Она унизила его в сердце своём. Раньше она видела его одним, она была готова на всё ради него, даже обмануть своего отца. Здесь она увидела царя Давида пляшущим и веселящимся, она по-другому начала на него смотреть и оценивать его действия. Такое поведение показалось Мелхоле недостойным, она унизила его в своём сердце, пренебрегла им. И когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, она ему сказала: «Как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!» (2 Цар. 6:20).

Теперь для неё он был пустой человек. (Мы помним этот очень важный принцип: жена должна видеть, что есть в её муже от Бога. Она должна это видеть своими духовными глазами, своим сердцем.) Мелхола уже не видела в нём царя, она не видела в нём сейчас Божьего помазанника, написано, «певца Израиля», того, кто победил Голиафа, того, кто побеждал очень многих врагов, в том числе филистимлян. Она сейчас видела в нём пустого человека. Когда это случается с женой, какой ее следующий шаг? «Унизила (уничижила) его в сердце своём».

Когда мы начинаем язвить нашим мужьям, критиковать их, когда мы убираем свой взгляд с небесного и начинаем видеть тут и сейчас, так легко в этот момент унизить человека, пренебречь им, увидеть в нём пустого человека.

«И сказал Давид Мелхоле: пред Господом, Который предпочёл меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождём народа Господня…»

Что он ей сейчас говорит? То, как видит его Бог. И это отличается от того, как видит его жена. Нам нужно видеть наших мужей так, как видит их Бог, и тогда «порочный круг» не будет запускаться.

«…пред Господом, Который утвердил меня вождём народа Господня, Израиля, пред Господом играть и плясать буду; и я ещё больше уничижусь, и сделаюсь ещё ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен. И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти её» (2 Цар.6:21–23).

Мелхола и Вашти (Астинь). Эти две женщины лишились многого из-за неуважения к своим мужьям. Они увидели в своих мужьях пустое место, они перестали видеть так, как видит Бог.

Как важно не судить наших мужей или братьев, наших лидеров за их стремление служить и угождать Богу. Важно поддерживать это желание. Не унижайте желание и стремление мужчин служить и угождать своему Богу!

 

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

3 × четыре =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.