Главная / Практический опыт / Вызовы современного мира и тенденции развития общины (часть 2)

Вызовы современного мира и тенденции развития общины (часть 2)

(по материалам пасторского ретрита, ноябрь 2015 г.)

Ярослава Вилько, старейшина KЕМО


Этап развития общины – «давай-давай!»

Тенденция развития общины, этап "Давай-давай"

Когда община создалась, начали приходить новые люди, появились служители, на которых можно опереться, уже как-то что-то «устаканилось», появилась какая-то стабильность, мы можем условно для себя определить, что наступил следующий этап, который мы условно можем назвать для себя «давай-давай!». На этом этапе бюджет общины находится в таком состоянии, что наши расходы уже не превышают наши доходы, достаточно всего хватает для того чтобы покрыть  нужды и обеспечить планы. Община может уже не переезжать с места на место, она уже определилась и «уякорилась» в каком-то зале. На этом этапе у руководства общины может наступить некоторая успокоенность… Но остановимся поподробней на этапе «давай-давай!», потому что он весь состоит из парадоксов. С одной стороны, может наступить некоторое успокоение, потому что мы уже чего-то достигли, нам уже стало хорошо. И создаётся впечатление, что мы не просто выжили, а что мы уже процветаем, что у нас уже всё наладилось и можно выдохнуть, то есть мы уже вошли в какую-то зону комфорта.

Если на младенческом этапе, этапе  становления общины, этапе выживания нужно очень много молиться, взывать к Богу, потому что очень много разных волнений, и мы пребываем в постоянной зоне не комфорта, то на этапе, когда мы вошли в зону какой-то стабильности, нам уже можно так сильно не нервничать, не дёргаться, у нас более-менее всё спокойно. В чем здесь парадокс? —  Создаётся впечатление, что мы не только выжили, а что мы уже находимся в каком-то таком более-менее процветании. Чем больше людей приходит в общину, тем спокойнее мы становимся. Но, когда после этапа «не до жиру, быть бы живу!» наступает некоторая самоуспокоенность, это бич для нас. Мы считаем, что можно забыть о трудностях, которые община испытывала на предыдущем этапе при зарождении, и переходим к бескрайнему воображению: что нужно делать?

На этом этапе появляется огромное количество приоритетов. Например, мы поехали на какую-то конференцию, там узнали о комнатах исцеления – мы начинаем создавать комнаты исцеления. Мы поехали на другую конференцию, на которой услышали, что Алеф курс – решение всех проблем – мы начинаем Алеф курс… Начинаем служение одной  категории, другой… служение в больнице… И при этом община чувствует себя достаточно успокоенной. Но…наступает такой момент, когда начинают рассеиваться приоритеты, и возникает угроза, что община захочет  двигаться в совершенно разных направлениях. То есть, от этапа «как-нибудь бы хоть бы выжить» мы можем перейти к этапу бескрайних просторов — «вот тут я ещё огурчики посажу себе потом в конце». То есть, одним из перекосов является наша самоуверенность и успокоенность, а второй перекос – бескрайность и неограниченное количество приоритетов, то есть, отсутствие  фокуса.

 

В стадии «давай-давай!» приоритеты занимают ключевую роль

Что важно на этапе давай-давай в тенденциях развития общины

Чтобы быть успешным на этом этапе, община должна чётко определить для себя приоритеты и планы: что ей делать, и самое главное – чем не заниматься. Иногда, обсуждая  структуру и план развития общины (или колена), мы выделяем определенные служения и приходим к выводу, что мы их делать не будем, потому что они могут рассеять наши приоритеты настолько, что мы можем даже не заметить плода ни в одном из служений, но при этом — сильно все устанем, и при подведении итогов года  будем все «запаханные», а результат будет мизерным. Поэтому повторю: для того, чтобы община была успешной, нам нужно определить, чем мы заниматься будем, и главное – чем заниматься не будем. И здесь уже должна появиться какая-то административная система, которая будет позволять перейти общине от управления по интуиции, которому свойственно реактивное поведение, к более чётким действиям. Реактивное поведение — естественно в начальном младенческом этапе, это абсолютно нормально, но, когда мы говорим об общине, которая перешла уже на следующий уровень, здесь должна появиться какая-то административная система, которая позволит вести общину в том направлении, в котором  хотят, чтобы она шла, пастор и руководство общины.

Есть еще один очень важный момент на этом этапе. На этом этапе у людей ещё нет строгих должностных обязанностей. Что такое должностные обязанности? Если я – просто Ярослава, то у меня, как у просто Ярославы, есть какие-то свои личные жизненные дела: я хожу на работу, воспитываю детей, кормлю их и так далее. У меня, как у коленного руководителя, есть совершенно чёткие обязанности, определено, что в них входит, что я должна делать как коленный руководитель, как я должна заниматься коленом, как я должна сдавать отчётность и т.д. То есть, есть определенное понимание того, чем я должна заниматься. Но нет должностных обязанностей (на этом этапе они ещё, как правило, не прописаны; не написано, что пастор делает, что делает лидер прославления, что делает руководитель группы порядка и так далее). Если этого всего нет, тогда получается, что община может формироваться вокруг людей. Не вокруг должностей, условно говоря вокруг каких-то позиций, а вокруг людей. Например, есть человек, который что-то умеет хорошо делать (или хочет делать вот это, и это, и ещё вот это), и вокруг него формируются все служения.

И на этапе «давай-давай!» бывает так, что ещё не распределены чётко функциональные обязанности, и община просто делает то, что умеют делать её лидеры. Например, лидеры умеют хорошо заниматься реабилитаций – община занимается реабилитацией; лидеры проявляют сострадание к детям, имеют желание служить детям — община будет заниматься детьми. На этом этапе такой поход ещё, к сожалению, есть, но нам надо уже переходить к какой-то структурности, потому что это может просто «стопорить» общину. На данном этапе пастор пытается переходить к делегированию — он потихонечку начинает передавать ответственность, полномочия, потому что уже не может полностью со всем справиться сам. Но на данном этапе ещё часто делегирование происходит только на словах, потому что не закреплены функциональные обязанности по позициям служений, и иногда делегирование — такое, как бы, теоретическое. Рассмотрим это более подробно.

Пример делегирования власти

Перед тем, как перейти к следующему вопросу, вспомним, какие ловушки могут быть на данном этапе («давай-давай»). Это чрезмерная самоуверенность;  отсутствие приоритетов; огромное количество проектов и система управления «под людей», а не под задачи общины; реактивное управление общиной; отсутствие ясных целей, выраженных в измеримых показателях, которые можно отследить и понять.

Ловушки на этапе давай-давай в тенденциях развития общины

Рассмотрим вопрос о делегировании власти на конкретном примере. Для этого возьмем собирательный образ общины, которой не существует, но это — собирательный образ из разных-разных «кейсов», из разных-разных общин. Создалась община, её пастор когда-то много лет назад был зависимым, он покаялся в реабилитационном центре, в реабилитационном центре он вырос как служитель, начал служить в своей материнской общине, и продолжал развивать реабилитационный центр. Вот такой вот у него предыдущий опыт. И когда родилась идея начать новую общину, он её начал. Постепенно община прошла все необходимые этапы: младенчество, вынашивание, все делали всё одновременно, и постепенно община развилась и перешла на этап «давай-давай!», о котором мы говорим сейчас. А теперь мы посмотрим, как они проходили все предыдущие этапы.

Пастор посетил конференцию по Алеф курсу, приехал к себе и решил, что необходимо срочно начинать Алеф курс, потому что он видел очень хорошие плоды в той церкви, которая проводила Алеф курс. Но в связи с тем, что не было служителей, которых можно было выделить для того, чтобы начать это отдельное служение, назначили служителей, которые были уже в общине (какие были – таких и назначили). Эти служители уже вели домашние группы, вели служение прославления, реабилитацию, то есть разные какие-то служения они уже вели, и их ещё назначили, чтобы они начали Алеф курс.

В это время в городе начали проходить пасторские встречи, потому что планировался приезд знаменитого служителя евангелиста. Для того, чтобы город эффективно воспользовался его приездом, пастора начали объединяться и проводить такие встречи, чтобы хорошо использовать общий ресурс. На очередной пасторской встрече они определились, что на этапе подготовки приезда этого служителя они будут поводить совместные молитвы, совместные евангелизации на улицах (приглашения людей) и финансово совместно будут участвовать в этом мероприятии. И так как община была ещё не очень большая, то на подготовку этого приезда были назначены ключевые люди из тех служений, которые были в общине, фактически – одни и те же люди. Бывает такое у нас в общинах? Бывает, особенно, когда общины небольшие, когда служения, регионы, колена только начинаются. Такое бывает, потому что людей не хватает, и везде задействованы одни и те же люди (они у нас во многом задействованы).

Всё прошло отлично, Алеф курс принёс плод хороший, в общину пришло 20 новых людей. Так как сама община составляла на этот момент 40 человек – это очень хороший результат! Община фактически увеличилась на 50%, и это очень хорошо! Евангелизация и подготовка к этой евангелизации (всё, что требовалось для проведения) тоже прошли отлично, все служители очень старались, участвовали, раздавали флаера и привозили людей на мероприятие. Короче говоря, активно прошёл целый год в этом всём: Алеф курс, подготовка к евангелизации. И по истечении некоторого времени, когда «схлынули» эти два проекта (Алеф курс и евангелизация — закончилась), пастор решил, что необходимо развивать миссионерское движение, потому что эта община была в небольшом городе, вокруг которого были маленькие райцентры и сёла. И они выбрали такую стратегию: отправлять в близлежащие к их городу райцентры, поселки и сёла миссионеров.  И самых лучших своих служителей начали пытаться готовить для того, чтобы туда отправить, и начали отправлять.

Пастор хотел начать служение домашних групп, потому что понимал, что нужна какая-то платформа, которая создаст необходимый фундамент для дальнейшего развития общины, но не получилось это сделать в полном объёме, потому что, в основном, все помощники и старшие лидеры этой общины были людьми, более ориентированными на проекты и на общие мероприятия. Поэтому, естественно, что они всё время хотели начинать какие-то общие мероприятия, начинать разные  проекты, и фокус передвинулся в ту сторону. Поэтому не получилось то, что было задуманоне хватило ресурсов, в т.ч. не хватило служителей. Потом в общину пришёл один человек, у которого был свой бизнес, он покаялся (мы сейчас рассматриваем состояния общины на тех этапах, которые она проходила). Этот человек, у  которого был свой большой бизнес, стал очень хорошим «подспорьем» для бюджета общины. При этом он захотел открыть клуб, в котором можно было бы собирать местных бизнесменов, чтобы они тоже каялись. И община начала еще и этот клуб.  Затем на следующем этапе развития общины в неё из другой церкви перешла очень харизматичная сестра, которая в церкви, из которой она перешла, занималась тюремным служением и служением реабилитации. И она, конечно же, начала это служение развивать и в общине.

И поскольку всё это (клуб для бизнесменов, тюремное, миссионерское и служение реабиитации,) были сами по себе хорошими вещами, а община перешла  на этап «давай-давай!» и на этом этапе более-менее чувствовала уже себя уверенно — и финансово, и служители какие-то появились, то в принципе, ничего такого страшного не было, когда одно за одним начали открываться вот эти дополнительные служения. Прошёл год, все эти служения начались. Всё было хорошо, всё были интересно, команде было безумно интересно, потому что они поддерживали своего пастора, и община достаточно молодая, все старались, трудились, как единое целое, всё было классно! Но подведение итогов показало, что те люди, которые пришли через Алеф курс, и которые пришли через евангелизацию, начав ходить в общину, постепенно один за одним стали меньше и реже её посещать. То есть, сначала был хороший прирост, а потом он начал таять-таять-таять. Когда начали вникать, почему произошли эти вещи, оказалось, что проблемой является то, что у служителей просто нет времени заниматься новыми людьми. Потому что те активные в служении люди, которые могли бы ими заниматься, они при этом занимались еще и миссионерскими поездками, или общими мероприятиями, или поездками в тюрьмы, или-или-или… Все служения, которые были начаты, сами по себе — все отличные! Но проблема заключается в том, что они не дали тот прирост и тот приплод общине, который она хотела получить, но при этом все служители сильно устали.

Получается, что ошибка на этом этапе состоит в непомерно большом количестве приоритетов, множестве проектов для реализации, в их росте.  И этот рост, как бы, сам себя нивелировал, самоисключил. То есть, активного служения новым людям и постройки фундамента для развития общины не получилось — не возникли домашние группы, не возникло этой «кузницы кадров», произошел «нахлёст» огромного количества всего. На встрече раввинов наших дочерних общин  мы говорили об этих всех проблемах. Они бывают из-за того, что не были спланированы важные вещи не спланирован чёткий рост численности общины, не спланирована система подъёма служителей, нет чёткого фокуса и стратегии развития. Получается так, что хороший плод, хороший успех, он может, как бы, захлестнуть и «накрыть» начинающуюся общину. И на этапе «давай-давай!» очень важно чётко определить: чем заниматься и чем не заниматься общине для того, чтобы на этом этапе выжить и быть успешной.

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

6 + 14 =